«ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ»
ПРОФИЛАКТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ
ЦЕНТР КАРЬЕРЫ
КОНТАКТЫ
2025 год
2024 год
Книжные выставки в читальном зале
Книжные выставки в читальном зале
Александр Грибоедов
Годы жизни: 15 января 1795 - 11 февраля 1829
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Драматург, Писатель, Поэт
  Александр Грибоедов был дипломатом и лингвистом, историком и экономистом, музыкантом и композитором. Но главным делом своей жизни он считал литературу. «Поэзия! Люблю ее без памяти страстно, но любовь достаточна ли, чтобы себя прославить? И наконец, что слава?» — писал в дневнике Александр Грибоедов.
«Один из самых умных людей в России»
Путевые записки секретаря русского посольства
 Александр Грибоедов родился в дворянской семье. Его образованием и воспитанием занимались лучшие учителя того времени: энциклопедист Иван Петрозилиус, ученый Богдан Ион, философ Иоганн Буле.

 Каждое лето Александр Грибоедов проводил в родовом имении своего дяди в селе Хмелита. На шумные балы и званые обеды сюда часто приезжали известные писатели, музыканты, художники.

 В раннем возрасте у Грибоедова проявились способности к иностранным языкам: греческому, латыни, английскому, немецкому, французскому, итальянскому. Он играл на рояле и арфе, а позже начал сочинять музыку и стихи. Уже в 11 лет он поступил в Московский университет и за два года окончил отделение словесности, а затем нравственно-политическое и физико-математическое отделения.

 Когда началась Отечественная война 1812 года, 17-летний Грибоедов записался корнетом в Московский гусарский полк. Побывать в сражениях он не успел: его подразделение начало формироваться, когда Наполеон уже отступал. Пока русские войска освобождали от французов Европу, Грибоедов служил в тылу — в Белоруссии.
 В 1815 году Грибоедов оставил военную службу и переехал в Петербург. Его мать, Анастасия Грибоедова, настаивала, чтобы он устроился чиновником в какое-нибудь министерство. Однако государственная служба совсем не привлекала Грибоедова, он мечтал о литературе и театре. В этом же году Грибоедов написал комедию «Молодые супруги», по которой позже придворные актеры петербургского театра поставили спектакль.

 В Петербурге Александр Грибоедов вел светский образ жизни: состоял в двух масонских ложах, дружил с членами Южного и Северного тайных обществ, общался с литераторами и актерами. Театральные увлечения и интриги вовлекли Грибоедова в скандальную историю: он стал секундантом в дуэли Василия Шереметева и Александра Завадовского. Чтобы спасти сына от тюрьмы, мать Грибоедова использовала все свои связи и устроила его секретарем русского посольства в Персии.

 В 1818 году Александр Грибоедов выехал на службу, по дороге он подробно описывал свое южное путешествие в дневнике. Через год Грибоедов отправился в свою первую командировку к шахскому двору в Персии, где продолжил вести путевые записки. События своей службы он описал в небольших повествовательных фрагментах — так в основу «Рассказа Вагина» легла реальная история русского пленного, которого Грибоедов вернул на родину из Персии.
«Не комедия», запрещенная цензурой
 На дипломатической службе в Персии Александр Грибоедов провел более полутора лет. Пребывание в этой стране угнетало его: он часто думал о родине, друзьях и театре, мечтал вернуться домой.

 Осенью 1821 года Грибоедов добился перевода в Грузию. Там он начал писать черновой вариант первой редакции «Горя от ума» — он мечтал опубликовать пьесу и увидеть ее постановку.

 В 1823 году писатель-дипломат попросил у генерала Алексея Ермолова отпуск и поехал в Москву. Здесь он продолжил работать над пьесой «Горе от ума», написал стихотворение «Давид», сочинил драматургическую сцену в стихах «Юность Вещего» и создал первую редакцию знаменитого вальса ми минор. Вместе с Петром Вяземским Грибоедов написал комедийную пьесу с песнями-куплетами и танцами «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом».

 Когда Александр Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», он решил представить ее уже пожилому баснописцу Ивану Крылову. Несколько часов автор читал свое произведение Крылову. Тот молча слушал, а после заявил: «Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила».

 Во многом слова Крылова оказались пророческими. На просьбу поставить «Горе от ума» в театре Грибоедову отказали, более того — комедию запретили печатать. Пьесу переписывали от руки и тайком передавали из дома в дом — литературоведы насчитали 45 000 рукописных копий по всей стране.

 Злободневная пьеса, в которой Грибоедов описывал борьбу революционной молодежи с отжившим обществом, вызвала жаркие споры. Одни считали ее откровенным и разоблачительным описанием современного высшего света, другие — жалкой пародией, которая лишь очерняла столичных аристократов.

 «Это не комедия, ибо в ней нет ни плана, ни завязки, ни развязки… Это просто поговорка в действии, в которой воскрешен Фигаро, но, как копия, далек от оригинала… В самой пьесе нет другой цели, чтобы сделать презрительным не порок, а возбудить презрение к одному только классу общества… Ему хотелось высказать свои философско-политические понятия, а о прочем он не думал» Дмитрий Рунич, попечитель Санкт-Петербургского учебного округа.

 Многие современники считали, что прототипами героев послужили представители известных дворянских фамилий, которых Грибоедов встречал на балах и праздниках в усадьбе своего дяди, будучи ребенком. В Фамусове видели хозяина усадьбы Алексея Грибоедова; в Скалозубе — генерала Ивана Паскевича; в Чацком — декабриста Ивана Якушкина.
Писатель-дипломат
 В 1825 году Александр Грибоедов вернулся на службу на Кавказ в штаб Ермолова. Здесь писатель узнал о восстании декабристов. Многие из заговорщиков были друзьями и родственниками Грибоедова, поэтому он сам попал под подозрение в причастности к восстанию. В январе 1826 года Грибоедова арестовали, но доказать его принадлежность к тайному обществу следствие так и не смогло.

 В сентябре 1826 года Александр Грибоедов возвратился в Тифлис и продолжил службу: он бывал на дипломатических переговорах с Персией в Дейкаргане, вел переписку военачальника Ивана Паскевича, вместе они продумывали военные действия. В 1828 году Грибоедов участвовал в заключении с Персией выгодного для России Туркманчайского мирного договора.

 «Во время этой войны явились во всем блеске его огромные дарования, вполне обработанные многосторонней правильной образованностью, его дипломатический такт и ловкость, его способность к труду, огромному, сложному и требующему больших соображений»

 Из «Бесед в Обществе любителей Российской словесности»

 Александр Грибоедов доставил текст договора в Петербург. В столице его с почетом принял сам Николай I. Император наградил писателя-дипломата чином статского советника, орденом Святой Анны 2-й степени и назначил полномочным министром в Персии.

 Возвращаясь на службу в новой должности, Грибоедов снова остановился в Тифлисе, где женился на княжне Нине Чавчавадзе. Они познакомились еще в 1822 году — тогда он давал девушке уроки музыки. С молодой супругой Грибоедов прожил всего несколько недель, так как был вынужден вернуться в Персию.

 В 1829 году во время дипломатического визита в Тегеран 34-летний Александр Грибоедов погиб: на занятый русским посольством дом напала огромная толпа, подстрекаемая религиозными фанатиками. Об Александре Грибоедове и его смерти в России не писали еще почти 30 лет. Только когда на сцене впервые поставили «Горе от ума» без цензурных правок, о нем заговорили как о великом русском поэте. В печати стали появляться первые сведения о дипломатической роли Грибоедова в отношениях России и Персии и его гибели.
Яныбай Хамматович Хамматов
(1925 – 2000)
Народный писатель Башкортостана
 Яныбай Хамматович Хамматов родился 16 января 1925 года в деревне Исмакаево Белорецкого района в крестьянской семье.

 Учился в Инзерской средней школе, в летние каникулы работал на золотых приисках, где познакомился с нелегкой жизнью старателей. От родителей и односельчан он много слышал о трагических событиях, которые происходили на белорецкой земле в годы Гражданской войны. У пытливого юноши уже тогда возникло стойкое желание попробовать написать об этом.

 В августе 1942 года Яныбай Хамматов был призван в Красную Армию. Прошел подготовку в учебном полку в городе Вольске Саратовской области. В конце 1942 года получил тяжелую контузию во время бомбёжки, около полугода лечился в госпиталях. Затем окончил школу младших авиационных специалистов в Орске. За боевые заслуги был награждён орденом Отечественной войны II степени и многими медалями.
 После демобилизации в 1946 году Яныбай Хамматов трудился на Авзянском золотом прииске, в районной газете публиковал свои статьи и стихи. Там же вышел в свет его первый рассказ о жизни старателей. Затем он работал инспектором райкома ВЛКСМ, стал вожаком комсомола Белоречья. В конце 1949 года его назначили заместителем начальника политотдела треста «Башзолото». После окончания двухгодичной областной партшколы при обкоме КПСС Яныбай Хамматович работал инструктором отдела парторганов Башкирского обкома КПСС. В 1956 году окончил Башкирский государственный педагогический институт имени К. А. Тимирязева (ныне БашГУ). С 1961 года являлся председателем исполкома Абзелиловского райсовета. Затем трудился начальником организационно-строевого отдела МВД БАССР. Позже он полностью посвятил себя литературному труду. С 1966 года являлся членом Союза писателей.

 Став профессиональным писателем, работал в основном в жанре исторической прозы. Произведения Я. Хамматова тесно связаны с народным творчеством. Народный, сочный, образный язык произведений писателя идет именно от фольклора. От фольклора идут и своеобразие и содержание многих эпизодов, даже образов. Яныбай Хамматов остался в истории башкирской и российской литературы как один из крупнейших и талантливых прозаиков, создавший при помощи своих творений широкое эпическое описание исторических событий жизни башкирского народа.

 Хорошо зная работу и быт старателей, Яныбай Хамматов еще в начале 50-х годов начал создавать свой первый роман под названием «Золото собирается крупицами», который вышел в свет в 1966 году. Затем были опубликованы романы «Акман-токман» и «Грозовое лето». Эти произведения повествуют о тяжелой жизни дореволюционной башкирской деревни, судьбе рабочих и старателей, распространении среди них идей большевизма, зарождении революционной ситуации в жизни золотого прииска, преломлении этих событий в судьбах людей.

 Последующие романы «Юргашты» и «Руда» отразили борьбу с разрухой после Гражданской войны, становление социалистической промышленности. Все пять романов, объединённых общей тематикой, превратились в широкое эпическое полотно, ярко отобразившее эпоху труда и борьбы народа за лучшее будущее, составив первую в башкирской литературе пенталогию.

 В романе «Как зажигаются звезды» Яныбай Хамматов раскрыл драматизм борьбы за подъём сельского хозяйства в послевоенный период. Он насыщен социально-нравственной тематикой, содержит публицистическую остроту. В романе «День рождения» писатель, используя приём историко-биографического романа, создал героический образ Миннигали Губайдуллина, повторившего бессмертный подвиг Александра Матросова. В дилогии «Северные амуры» писатель показывает участие башкирских полков в Отечественной войне 1812 года. В романе «Уходили башкиры на войну...» нашли отражение героический путь 112-й Башкирской кавалерийской дивизии и самоотверженный труд людей в тылу.
  Особое место в творчестве Яныбая Хамматовича занимают произведения автобиографической серии. Книга «Пасынок («Безотрадное детство») представляет собой по жанру роман-эссе, где автор повествует о своём трудном детстве, о лишениях и невосполнимых потерях, о преодолении ребёнком тяжких испытаний, о стремлении к образованию и становлению личности. Дальнейшая жизнь героя прослеживается в романе «Карьера» («Уроки жизни»), а литературная судьба — в последующих двух автобиографических произведениях.

  За многие годы напряженного труда Яныбай Хамматов написал около двадцати романов, десятки повестей и рассказов. Его произведения переводились на русский, украинский, азербайджанский и другие языки. Произведения Я. Хамматова издавались и переиздавались не только в Уфе, но и в крупных московских книжных издательствах, публиковались в Азербайджане, на Украине, в Татарстане.

  За плодотворную литературную деятельность Яныбаю Хамматову было присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». В 1994 году писателю была присуждена Государственная премия Республики Башкортостан имени С. Юлаева. Яныбай Хамматов лауреат литературных премий имени М. Акмуллы, Кима Ахмедьянова, премии ВЦСПС и Союза писателей СССР, обладатель литературного диплома Министерства обороны СССР и почётный гражданин Белорецкого района и города Белорецк.

  Яныбай Хамматов скончался 28 сентября 2000 года и похоронен в Уфе. На доме в Уфе, где жил писатель, установлена мемориальная доска. Имя Яныбая Хамматова носят библиотека села Серменево Белорецкого района, Башкирская гимназия в городе Белорецке (при ней действует музей писателя), улицы в селе Аскарово Абзелиловского района и деревне Черновка Белорецкого района. В родной деревне открыт музей Яныбая Хамматова. В 2006 году Белорецким районом учреждена премия его имени.

    Творческое наследие

  Имя Яныбая Хамматова широко известно не только в Республике Башкортостан, но и за её пределами. За 50 лет творческой деятельности он написал 18 крупномасштабных романа, несколько повестей, автобиографические произведения, рассказы, рецензии, публицистические статьи, что составило бы 25 томов полного собрания сочинений. Всего им было выпущено около 50 книг. В литературу он пришёл из народа, что во многом определило идейно-тематическое содержание его творчества.

   Произведения (изданные)

• Золото собирается крупицами (роман). На башкирском языке (Бөртөкләп йыйыла алтын) — Уфа: 1966, 1976. На русском языке (пер. Е. Мальцева) — Москва: 1970, 1975; Уфа: 1981.
• Акман-токман (роман). На башкирском языке (Аҡман-тоҡман) — Уфа, 1971, 1975. На русском языке (пер. Е. Мальцева) — Москва: 1973, 1975; Уфа: 1984.
• Грозовое лето (роман). На башкирском языке (Йәшенле йәй) — Уфа: 1976. На русском языке (пер. В. Василевского) — Москва: 1976, 1978; Уфа: 1986.
• Юргашты (роман). На башкирском языке (Юрғашты) — Уфа: 1980. На русском языке (пер. В. Василевского) — Москва: 1980, 1984; Уфа: 1987.
• Желтый камень (роман). На башкирском языке (Руда) — Уфа: 1982. На русском языке (пер. Р. Максютова) — Уфа: 1993.
• Как зажигаются звезды (роман). На башкирском языке (Йондоҙҙар нисек ҡабына) — Уфа: 1969.
• Северные амуры (роман-дилогия). На башкирском языке (Төнъяҡ амурҙары) — Уфа: 1 книга — 1983, 2 книга — 1985. На русском языке (пер. В. Василевского) — Москва: 1987; Уфа: 2012.
• День рождения (роман). На башкирском языке (Тыуған көн) — Уфа: 1978, 1988. На русском языке (пер. А. Скалона) — Москва: 1979, 1982, 1983, 1985; Украина: 1982. На азербайджанском языке — Баку: 1990.
• Уходили на войну башкиры (роман). На башкирском языке (Башҡорттар китте һуғышҡа). — Уфа: 1990.
• Комбриг Муртазин (роман). На башкирском языке (Комбриг Мортазин) — Уфа: 1992.
• Черное нашествие (роман). На башкирском языке (Ҡара яу). — Уфа: 1995.
• Агидель стремится к Волге (роман). На башкирском языке (Ағиҙел Иҙелгә ҡоя) — Уфа: 1995. На русском языке (пер. Г. Хамматовой) — Уфа: 2007.
• Салават-батыр (роман). На башкирском языке (Салауат) — Уфа: 2000. На русском языке (пер. Г. Хамматовой) — Уфа: 2004, 2015 (электронное издание).
• Сырдарья (роман). На башкирском языке (Һырдарья) — Уфа: 2000.
• Подвиг (повесть). На башкирском языке (Ҡаһарманлыҡ) — Уфа: 1989.
• Истоки Агидели (роман). На башкирском языке (Иҙел башы) — Уфа (в журнале «Ағиҙел»): 1987.
• Пасынок / Безотрадное детство (автобиографическое произведение — книга 1). На башкирском языке (Хәсрәтле бала саҡ) — Уфа (в журнале «Ағиҙел»): 1997. На русском языке (пер. Г. Хамматовой) . Уфа: 2002.
• Карьера / Уроки жизни (автобиографическое произведение — книга 2). На башкирском языке (Тормош һабаҡтары) — Уфа (в журнале «Ағиҙел»): 2000. На русском языке (пер. Г. Хамматовой) — Уфа: 2006.
• На пути к литературе (автобиографическое произведение — книга 3). На башкирском языке (Әҙәбиәт һуҡмағында). — Уфа (в журнале «Ағиҙел»): 2007.

   Неопубликованные произведения

• Творчество (автобиографическое произведение — книга 4)
• Аркаим (повесть-версия)
• Роман-детектив

   Награды

• Медаль «За освоение целинных земель» (1956)
• Премия ВЦСПС и Союза писателей СССР (1974)
• Почетная грамота Правительства БАССР (1975)
• Заслуженный работник культуры РСФСР (1985)
• Диплом министерства обороны СССР
• Государственная премия Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева (1994)
• Почетная грамота Республики Башкортостан (2000)
• Почетный гражданин Белорецкого района и города Белорецк (2014).
Евгений Иванович Носов
(1925-2002)
писатель, прозаик
 Евгений Иванович Носов — русский писатель, художник оформитель. Его произведения знакомят читателя с деревенским бытом и не менее значимой «окопной правдой». Фронтовик, был наводчиком орудия, принял участие операции «Багратион».

 За свой вклад в литературу Евгений Иванович получил Героя Социалистического труда, является Кавалером двух орденов Ленина. Работал в журналах «Наш современник», «Роман-газета». Написал такие известные произведения «Усвятские шлемоносцы», «Тридцать зёрен», «На рыбачьей тропе».

 Детство

 Евгений Иванович Носов относится к представителям деревенской и военной прозы. Его творчество отражает абсолютно реалистичную жизнь простых крестьян. Все его произведения пропитаны русским духом. Умение образно описывать происходящие действия, выделяет его произведения. Родился писатель в Курской области, в селе Толмачёво, 15 января 1925 года.
 Евгений Иванович Носов — русский писатель, художник оформитель. Его произведения знакомят читателя с деревенским бытом и не менее значимой «окопной правдой». Фронтовик, был наводчиком орудия, принял участие операции «Багратион».

 За свой вклад в литературу Евгений Иванович получил Героя Социалистического труда, является Кавалером двух орденов Ленина. Работал в журналах «Наш современник», «Роман-газета». Написал такие известные произведения «Усвятские шлемоносцы», «Тридцать зёрен», «На рыбачьей тропе».

 Детство

 Евгений Иванович Носов относится к представителям деревенской и военной прозы. Его творчество отражает абсолютно реалистичную жизнь простых крестьян. Все его произведения пропитаны русским духом. Умение образно описывать происходящие действия, выделяет его произведения. Родился писатель в Курской области, в селе Толмачёво, 15 января 1925 года.
Евгений Носов в детстве
 За свои заслуги перед отечеством Евгений Иванович был награждён медалью «За отвагу», орденом «Красная звезда», медалью «За победу над Германией» и орденом «Отечественной войны II степени». Зимой 1945 года, под Кёнигсбергом, Носов получает тяжелое ранение. И праздник Победы встречает в госпитале, на больничной койке. В госпиталях Евгений Иванович проводит почти полгода. В июне 1945 года его демобилизуют по инвалидности.

 Послевоенные годы

 Вернувшись домой, писателя настигают новые трудности, послевоенная голодная жизнь. После ранения его отец не смог восстановиться и был нетрудоспособен. Возникали денежные трудности. Обстановка дома кардинально изменилась. Евгений успешно сдаёт экзамены и получает аттестат об окончании школы. Его любимая девушка, Валентина Ульянова, окончила торговый техникум и получила распределение в Казахстан, в город Талды-Курган. Евгений уезжает вместе с ней. Там они играют свадьбу.
 Вскоре ему повезло, в областную газету требовался художник-оформитель. Евгений любил и умел рисовать, и его берут на эту должность. А год спустя, Носов открывает в себе писательский талант. И тогда в этой же газете он становится специальным корреспондентом. Он колесит по городам и пишет репортажи, позднее он стал вести отдел о промышленности.

 В 1951 супруги возвращаются в Курск. Поступает на работу в газету «Молодая гвардия» в которой возглавил отдел, писал о рабочей и сельской молодёжи, знакомил читателя с комсомольской жизнью.

 Творчечтво

 Носов, как и многие его коллеги по цеху проживал этапы своего творческого пути. Впервые его произведения публикуются в 1947 году. Он пишет публицистические статьи, рецензии и стихи. В 1957 году выходят в свет его рассказы и повести «На рыбачьей тропе». Тонкое восприятие мира, любовь к простому крестьянскому труду, и жизни в согласии с природой сразу поставили этого самобытного писателя в один ряд с такими художниками-традиционалистами как Тургенев, Лесков, Бунин.

 С 1960 году Евгений Иванович поступил на литературные курсы при Союзе писателей. Он начинает печататься в таких известных журналах как: «Огонёк», «Новый мир», «Современник». В 1959 году выпускает сборники рассказов и повестей «Тридцать зёрен», «Дом за триумфальной аркой». В 1966 году он пишет книгу «Шумит луговая овсяница» за которую в 1975 году писатель был награжден Государственной премией РСФСР.

 В 1970-х годах на страницах произведений Носова всё чаще появляется военная тема. Каждое его произведение становится персонализировано. Писателя волнует каждый человек отдельно. Его жизнь, его переживания. Творчество писателя приобретает философский характер. В своих произведениях он начинает подымать социальную тему. Его герои естественны и реалистичны, он с лёгкостью создает картины быта и деревенские, и городские, фабричные.
 Но одно из самых проникновенных его творений это повесть «Усвятские шлемоносцы». Очень честно, прямолинейно в ней рассказывается о том, как ещё недавно мужики ходили на покос травы, и размеренная жизнь текла своим чередом, и о пережитом ужасе внезапно нагрянувшей войны. Какая тяжесть легла плечи стариков и детей, мужчин и женщин.

 С начала 1980 годов Носов пишет мало. Всего несколько рассказов. В сознании писателя наступает перелом. Он понимает, что привычная и так любимая писателем жизнь безвозвратно уходит. В нём поселяется чувство накатывающейся беды. Нет того былого чувства единения, которое присутствовало в его детстве, потом на фронте, в трудное послевоенное время. Он понимает, что исчезает духовная связь между людьми. Но самое страшное чувство ненужности и непонимания, не дают писателю покоя.

 Личная жизнь

 Евгений Иванович и Валентина Родионовна заключили брак в Казахстане. В 1948 году у них родился первый ребёнок, сын.
 Его назвали в честь отца Евгением. В 1954 году у пары рождается дочь Ирина.

 Памятник на могиле писателя

 На 77 году жизни Евгений Иванович умер, после тяжелой болезни. Это случилось 14 июня 2002 года. Спустя три года после его смерти в Курске, в сквере, рядом с домом писателя, установили памятник, курского скульптора Владимира Бартенева.
 В 2004 году по инициативе Курского губернатора, была учреждена премия, в области литературы им. Евгения Ивановича Носова. Литературный конкурс проходит раз в три года.

 Произведения

1957 — «Живое пламя»
1958 — «На рыбачьей тропе»
1959 — «Рассказы»
1959 — «Кукла»
1961 — «Тридцать зёрен»
1965 — «Где просыпается солнце?»
1968 — «В чистом поле за просёлком»
1971 — «Берега»
1971 — «Красное вино победы», сборник рассказов
1974 — «Мост»
1977 — «Шумит луговая овсяница»
1977 — «Усвятские шлемоносцы»
1985 — «Травой не порастёт»… Повесть, рассказы.
1990 — «В чистом поле»
2000 — «Вечерние стога». Рассказы, повесть.
Евгений Носов на фронте
Картины Евгения Носова
Евгений Носов в журнале «Огонек»
Писатель Евгений Носов
Евгений Носов с женой
Памятник Евгению Носову
Сагит Агиш
120 лет со дня рождения (1904–1973)
(Сагит Ишмухаметович Агишев) башкирский поэт, прозаик, драматург
 5 декабря 1904 года родился Сагит Агиш (Сагит Ишмухаметович Агишев) – башкирский, советский писатель и поэт. Он родился в д.Исянгильдино Оренбургского уезда Оренбургской губернии (ныне – Александровский район Оренбургской области).

 Учился в медресе Хусаиния в Оренбурге. Потом там же окончил педагогический техникум, продолжил образование в Башкирском пединституте им. К.А.Тимирязева в Уфе.

 С 1934 года преподавал в Серменевском и Белорецком педучилищах. Затем работал научным сотрудником в Институте усовершенствования учителей в Уфе, инспектором управления по делам искусств при Совнаркоме Башкирской АССР. В 1943 году избирался в правление Союза писателей Башкортостана, работал литературным консультантом. После войны Сагит Агиш являлся ответственным редактором журнала «Әҙәби Башҡортостан» (ныне «Агидель»).

 Творческая деятельность Сагита Агиша началась в тридцатые годы. В 1933 году он издал сборник рассказов «Честь по чести», где наиболее полно раскрылся его дар как писателя – сатирика и юмориста. В повестях «Махмутов» (1939), «Парни» (1939), «В доме муэдзина» (1940) писатель отобразил особенности советской действительности тех лет, характеры современников. В годы Великой Отечественной войны Сагит Агиш издал книги «Всадник Ильмурза», «Ахмадулла», «На фронт», «Мои три месяца», где раскрываются патриотические и интернациональные чувства, морально-политическое состояние советских людей, изображается неразрывная связь фронта и тыла.

 В 1950 году Сагит Ишмухаметович создаёт своё самое крупное произведение – роман «Фундамент», который одним из первых в башкирской литературе был посвящён современной жизни. Произведение отражает отношения людей и социальных групп, характерные для конца 20-х и начала 30-х годов, в период обострения классовой борьбы, коллективизации на селе, формирования новой башкирской интеллигенции.

 За свои произведения удостоен Государственной премией Башкирской АССР имени Салавата Юлаева (1975, посмертно), Почётной грамотой Верховного Совета РСФСР (23.04.1965). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта».

   Память
Улица Сагита Агиша
 Решением исполкома Уфимского городского Совета от 23 января 1974 года улица Советском районе Уфы названа именем писателя.

 На стене дома № 57 по улице Карла Маркса, где жил Сагит Агиш, установлена мемориальная доска. Есть мемориальная доска и на здании школы в селе Саитбаба Гафурийского района, где он работал. Могила башкирского писателя Сагита Ишмухаметовича Агишева находится на Мусульманском кладбище.
Башҡорттарым, уҡыу кәрәк, уҡыу кәрәк!
Учиться надо, учиться надо!
Акмулла
Акмулла (Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдинов) - певец света и добра, выдающийся поэт и просветитель
 14 декабря 2024 года Республика Башкортостан отмечает День башкирского языка, установленный главой Республики в 2019 году с целью сохранения и развития башкирского языка как поддержание языкового многообразия народов Российской Федерации.
 Праздник приурочен ко дню рождения башкирского поэта и просветителя Акмуллы (настоящее имя — Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдинов), который занимает в культуре Башкортостана особое место. 14 декабря - в истории Башкортостана, имеет и национальную, и интернациональную значимость. Это день рождения славного сына башкирского народа Мифтахетдина Камалетдиновича Камалетдинова, которого в народе нарекли Акмуллой, широко известного во всем тюркском мире истинно народного поэта, с одной стороны, продолжившего лучшие традиции устной и письменной восточной поэзии, с другой - обогатившего их новыми идеями и духом просветительства. Бесценное творческое наследие Акмуллы определяет собой целую эпоху в истории литературы и мировоззрения не только Башкортостана конца XIX века, но и всех тюркоязычных народов России.

 Мифтахетдин Акмулла родился 14 декабря (27 декабря по новому стилю) 1831 года в деревне Туксанбай Кульиль-Минской волости 12-го Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии, ныне село Туксанбаево Миякинского района Башкортостана.
Год рождения Акмуллы указан в материалах VIII ревизии 1834 года, которую проводил в деревне Туксанбай чиновник 9-го класса Иван Дыннов. После проверки данных переписи на сельском сходе ее подписал юртовый старшина Ахияр Мамбетов. В этих материалах под порядковым номером 20 имеется запись о том, что Мифтахетдину - сыну Камалетдина 3 года, и получается, что он 1831 года рождения. В состав Кульиль-Минской волости в 1795 году входило 12 башкирских деревень, а в 30-е годы XIX века - 31 деревня.

 Название родной деревни Акмуллы произошло от антропонима Туксанбай. В конце XVIII века тут проживал Туксанбай Араптанов, а также до 1822 года его сын-сотник Уразгильде Туксанбаев. Деревня была небольшой: в 1795 году там проживало 15 семей, в 1816, 1834, 1850, 1859 годах количество семей не превышало 20.

 По архивным данным установлено, что родной отец Акмуллы - сельский мулла Камалетдин Ишкузя-улы, мать - Бибиуммугульсум Салимьян-кызы, оба башкиры племени мин. Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, он учился также в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясево, был шакирдом медресе в Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки.

 Скитаясь среди башкир и казахов, Акмулла учил детей, занимался различными ремеслами, принимал участие в айтышах - состязаниях сэсэнов и акынов. Прославился как талантливый поэт-импровизатор. Проповедовал просветительские идеи: утверждал извечное стремление человека к знаниям, прогрессу, прославлял разум, справедливость, гуманизм. Будучи мастером поэтической сатиры, Акмулла остро и зло высмеивал невежество необразованных мулл, разоблачал произвол и беззаконие властей. В 1867-1871 годах отбывал тюремное заключение в Троицке по доносу казахского бая Исянгильде. Акмуллу обвинили в уклонении от службы в царской армии. Находясь в заточении, поэт создал одно из наиболее глубоких в социальном плане стихотворений - «Место мое - в зиндане». В конце 80-х годов XIX века он завершил известную «Элегию в память о Шигабутдине Марджани», в которой выразил передовые идеи в области реформы воспитания и образования. Акмулла первым после Салавата Юлаева обратился к своему народу со словами «Мои башкиры!», призывая овладевать знаниями и ремеслами. Значительным достижением национальной поэзии и, в целом башкирской общественно-философской мысли второй половины девятнадцатого века, стало его программное стихотворение «Назидания».
Жизнь Акмуллы трагически оборвалась 10 (22) октября 1895 года вблизи станции Сыростан под Златоустом. Похоронен поэт на мусульманском кладбище города Миасса. Его именем был назван сатирический журнал «Акмулла», выходивший в городе Троицке в предреволюционные годы.

 Акмулла создал самобытную по форме и содержанию поэтическую школу, воздействие которой испытали на себе Мажит Гафури, Шайхзада Бабич, Сайфи Кудаш, Даут Юлтый, Шафик Тамьяни и другие поэты. Важную роль сыграл Акмулла в развитии и обогащении языка башкирской литературы. Творчество поэта оказало значительное влияние на развитие казахской, татарской и других литератур. Он был широко известен также среди туркмен, узбеков, каракалпаков и других тюркоязычных народов.

 Даже после истечения многих десятилетий, неоднократной смены идеологических ориентиров, Акмулла остается для башкирского и других народов Учителем с большой буквы: они вновь и вновь возвращаются к духовному наследию Акмуллы, каждый раз находя в его поэзии новые значения, смыслы и образы. В век прогресса и высоких технологий его призывы приобретают новое философское звучание и глубокое содержание. Поэт хорошо осознавал, что только благодаря познанию научных закономерностей современного мира и овладению знаниями всеобщей взаимосвязи природы и человеческого общества мы можем стать на путь всестороннего цивилизованного развития.

 Творчество Акмуллы, реалистично отражавшее социально-историческую действительность, поднимавшее жгучие проблемы простого народа, сыграло огромную роль в формировании общественно-политических взглядов башкирского народа, его национальной литературы и родного языка.

 Акмулла одним из первых в тюркской литературе провозгласил идеи просветительства. В основе его творчества, идейно-эстетических взглядов лежат, прежде всего, осознанная ответственность за судьбу своего народа, признание непримиримой вражды разума и темноты, просвещения и невежества.

 Народ не забыл своего великого поэта. В 60-90-е годы двадцатого века в башкирском литературоведении получило развитие самостоятельное научное направление - акмулловедение. На родине Акмуллы - в деревне Туксанбай Миякинского района в 1981 году создан Музей Мифтахетдина Акмуллы. В 1989 году учреждена премия имени Акмуллы за произведения литературы и искусства. Ее лауреатами стали видные ученые, поэты, художники, композиторы. На малой родине поэта ежегодно проводятся Дни Акмуллы. В селе Киргиз-Мияки, центре Миякинского района, и в городе Миассе Челябинской области имеются улицы, носящие имя Акмуллы.
Имя великого поэта и просветителя в 2007 году присвоено Башкирскому государственному педагогическому университету, перед главным корпусом поднялось каменное изваяние Акмуллы. Учреждены стипендии имени М. Акмуллы, присуждаемые студентам ряда государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования. В Башкирском государственном театре оперы и балета с неизменным успехом идет постановка оперы Загира Исмагилова «Акмулла» на либретто Ишмуллы Дильмухаметова.
Мифтахетдин Акмулла - великий поэт-просветитель, сэсэн и философ, передовой мыслитель и педагог - обрел бессмертие и вечную память потомков. Народ, сохранивший в памяти светлый образ поэта, определил его вечность. Жизнь и творчество Акмуллы всегда будут являться ярким примером беззаветного служения идеалам духовности во благо процветания всех народов. Именно поэтому признанный сын Башкортостана Мифтахетдин Акмулла занял достойное место в нашей истории.
Абдулкадир Инан (Фатхелкадир Мустафиевич Сулейманов) 135 лет со дня рождения
 Фатхелкадир Мустафиевич Сулейманов (башк. Фәтхелҡадир Мостафа улы Сөләймәнов), в эмиграции - Абдулкадир Инан (башк. Абдулҡадир Инан; 29 октября 1889, Сарыкульмяк, Пермская губерния - 26 июля 1976, Стамбул), - башкирский учёный, писатель, участник башкирского национально-освободительного движения.

   Биография
 Фатхелкадир Сулейманов (в эмиграции взял псевдоним - Абдулкадир Инан) родился 29 октября 1889 года в башкирском селе Шигай (ныне Сарыкульмяк Кунашакского района Челябинской области). Отец Мустафа преподавал в медресе, а мать учёного - Закия, родившаяся в селе Булатово Аргаяшского района Челябинской области, имеет в своём родословном древе в качестве одного из предков Биккула Галикеева - соратника Салавата Юлаева, который, бежав после подавления пугачёвщины из родных мест (аул Билян Белокатайского района Башкортостана), основал на территории современного Аргаяшского района село Итбаево. Могила ишана Биккула

 Аликеева (Галикеева) сохранилась на кладбище деревни и до сих пор является местом поклонения мусульман. Учился в школе при местной мечети, а затем в Челябинском мектебе Хакима-ахуна при Ак-мечети. Фатхелкадир Сулейманов учился в медресе «Расулия» в Троицке.

 1913 -1916 годы оказались наиболее творчески плодотворными в биографии писателя, стихи и статьи публиковались в троицкой газете «Вакыт» - «Вперёд», затем в Челябинске, Уфе и Стерлитамаке. Он публикуется под псевдонимом «Инан» («верую») и объясняет его так:
«Я верую в три вещи. Первое - религия ислама, второе - наука, третье - великая тюркская нация. Фамилия Инан означает мою веру в эти три силы».
Члены Башкирского Правительства. Абдулкадир Инан — 2-й справа
 После начала Первой мировой войны, его призвали на фронт. А после Февральской революции был избран солдатами Екатеринбургского гарнизона делегатом 2-го съезда рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Урала. В первые годы после Октябрьской революции Абдулкадир Инан был активным участником башкирского национально-освободительного движения.
Весной 1918 года в качестве делегата от Метелевской волости (ныне с. Метелево Аргаяшского района Челябинской области) участвовал в работе съезда мусульман Урала, проходившего в Челябинске. После переезда правительства Башкирской республики из Оренбурга в Челябинск был назначен 18 июня 1918 главным редактором газеты Центрального башкирского шуро (совета) «Башкорт итфаки бюросынин мэхбире». В 1919—1920 гг в качестве члена Башкирского правительства принимал активное участие в государственном устройстве Башкирской республики, работал в Стерлитамаке, Уфе, Москве.

 С апреля 1920 года Инан — член коллегии Государственного издательства Башкирской Автономной Советской Республики. Не согласившись с ограничением прав республики, в знак протеста против постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики» от 19 мая 1920 года оставил свою должность и выехал в Среднюю Азию, затем в 1923 году вместе с Ахметзаки Валиди покинул Советскую Россию.
А. Валиди, А. Инан, Г. Таган. Будапешт, 1925.
 После двухлетних блужданий в Афганистане, Иране, Индии и странах Европы, с 1925 года Инан остаётся в Турции, где проводит оставшуюся жизнь. Он работал в Институте тюркологии, в 1933—1944 гг. — в Турецком лингвистическом обществе, в 1955—1961 гг. — в Анкарском университете, в 1964—1971 гг. — в Институте турецкой культуры. Работал в Институте тюркологии в Стамбуле, в Турецком лингвистическом обществе, Департаменте религии, Институте культуры. В университете он преподавал алтайский, якутский, тувинский и хакасский языки. Будучи полиглотом, хорошо знал не только тюркские, но и арабский, немецкий и персидский языки. Работа с подлинниками на этих языках позволила ему достичь глубины исследований этнологии, народных традиций, устного народного творчества и домусульманских верований многих тюркских народов.

   Научная деятельность
 Инан был тюркским энциклопедистом, он автор более 350 научных статей. Дал научный анализ и интерпретацию важнейших тюркских письменных памятников: «Кутадгу белек» Ю. Балагасунского, «Дивану лугат ат-тюрк» М. Кашгарского, «Китабе деде-и Коркут» («Книга моего деда Коркута»), половецкого словаря «Кодикус куманикус», «Чингиснаме», киргизского эпоса «Манас» и других.

 За 60 с лишним лет своей научной деятельности создал более 300 фундаментальных работ по тюркской истории, этнографии, фольклору, языкознанию и литературоведению, философии. В произведениях Абдулкадира Инана «Башкорт моңо» («Тоска башкира»), «Акшан-батыр», «Монло тэн» («Унылая ночь») воспевается героическое прошлое башкирского народа. Историческая драма «Салауат батыр» («Салават-батыр») вошла в репертуар Башкирского театра драмы.

 Его научные исследования были посвящены истории, этнологии и языкознанию тюркских народов, проблемам доисламских верований и распространению ислама в Урало-Поволжье и Сибири.

   Память
 На родине писателя Абдулкадира Инана в деревне Сарыкульмяк установлена мемориальная доска.
   День матери: история и значение праздника

Мама — первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.
Песня из к/ф «Мама» (слова: Ю. Энтин, музыка: Ж. Буржоа)
 24 ноября 2024 года Россия отметит один из самых добрых и трогательных праздников — День матери.

История праздника в России

 Идея создать праздник, посвященный матерям, появилась в России еще в 1915 году, но тогда она не получила широкого признания.
Переломным моментом стал 1993 год, когда Республика Саха (Якутия) первой утвердила День матери на региональном уровне.
 На федеральном уровне праздник был официально учрежден указом Президента России от 30 января 1998 года. С тех пор он ежегодно отмечается в последнее воскресенье ноября и подчеркивает важность материнства, семейных ценностей и роли матери как главного хранителя очага.
 В этот день принято поздравлять и выражать почтение мамам, бабушкам, женщинам, которые ждут ребенка и воспитывают приемных детей.

Символ Дня матери

 Открытки, подарочные упаковки и афиши в этот день украшены цветами. Но особое внимание привлекает скромный голубой цветок — незабудка. Он символизирует верную любовь и ностальгию.
​ Во всех историях сила небольшого цветка в памяти: вспомнить прошлое и напомнить об искренней любви. Самая известная из легенд была сложена еще в Древней Греции. Молодой пастух Ликасе был вынужден расстаться со своей возлюбленной Эгле.
Она не смогла сдержать слез, и там, где капли коснулись земли, выросли незабудки. Пастух сорвал их и взял с собой, чтобы всегда помнить о любимой.
 На улицах города можно встретить волонтеров акции «Мама, я люблю тебя!». Они раздают открытки и значки с изображением голубого цветка. Открытку нужно обязательно подарить маме, а значок прикрепить к одежде, чтобы напомнить прохожим поздравить мам.

Традиции праздника

 Каждая семья отмечает праздник по-своему. Кто-то дарит цветы мамам, кто-то собирает всю семью за праздничным столом, а кто-то помогает родителям с домашними делами.
​ Ежегодно в социальных сетях запускают флешмоб: пользователи публикуют фотографии с мамами, рассказывают истории из детства и поздравляют их.
​ Государственные и региональные учреждения участвуют в праздновании. Например, приглашают мам на культурные и развлекательные программы, проводят поэтические вечера, конкурсы для детей и выставки. Афиши о мероприятиях появляются на неделе торжества. 
 Невозможно поспорить с тем, что этот праздник — праздник вечности. Из поколения в поколение для каждого человека мама — самый главный человек в жизни. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь, заботу, терпение и самопожертвование.
 С каждым годом День матери становится всё популярнее в российском обществе. И это замечательно: сколько бы хороших, добрых слов мы не говорили своим мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут.
Также в последние годы культурно-массовых мероприятий, посвященных этому Дню, становится все больше, и проходят они практически во всех российских регионах, а ряд из них — при организации или поддержке местных властей (это праздничные концерты, выставки, встречи с многодетными матерями и т.д.).
​ Более чем в 60 субъектах Российской Федерации для матерей учреждены дипломы, медали, почетные знаки, звания и премии за достойное воспитание детей и особый вклад в реализацию региональной семейной политики, вручение которых также приурочено к этому замечательному празднику.
 Во времена существования СССР многодетных матерей награждали медалью «Медаль материнства» (за воспитание 5-6 детей), орденом «Материнская слава» (за воспитание 7-9 детей) и орденом «Мать-героиня» (за воспитание 10 и более детей). В современной России родители, воспитывающие или воспитавшие четырех и более детей, награждаются медалью ордена «Родительская слава», а семерых и более детей — орденом «Родительская слава». В 2022 году было учреждено звание «Мать-героиня», которое присваивается гражданке РФ, родившей и воспитавшей 10 и более детей, являющихся гражданами страны.
 Среди многочисленных праздников, отмечаемых в России, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.

 Спасибо вам, родные! Пусть каждой из вас почаще говорят теплые слова ваши любимые дети! Пусть на их лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе!
   Мустай Карим — великий башкирский поэт, писатель, драматург, публицист, гражданин и воин, участник Великой Отечественной войны, кавалер многих боевых и трудовых орденов и медалей, выдающийся общественный деятель. Славный сын башкирского народа — Мустафа Сафич Каримов внес огромный вклад в сокровищницу мировой литературы, поднял на новый уровень традиции классической башкирской литературы. Он приложил все свои силы и талант, формируя неповторимый образ современного Башкортостана.
   Мустафа Сафич Каримов (Мустай Карим) родился в крестьянской семье 20 октября 1919 года в деревне Кляшево Чишминского района Республики Башкортостан.
   Со своей будущей супругой Раузой Мустай Карим познакомился в 1939 году, а уже через 2 года они поженились. После окончания педагогического института они должны были вдвоём отправиться в Ермекеево, чтобы работать там учителями, однако уехала туда только Рауза, Мустая же забрали на фронт.
После окончания института был призван в ряды Красной Армии. В августе 1942 года получил тяжелое ранение, около полугода находился в госпиталях. После выздоровления вернулся на передовую в качестве корреспондента фронтовых газет: «За честь Родины» Воронежского фронта и «Советский воин» 3-го Украинского фронта. Закончил войну в Вене. Об этой войне он позже много писал, говорил о ней с молодежью.
Когда поэт был на фронте, у него родился сын Ильгиз, которого Мустай увидел только тогда, когда мальчику было 9 месяцев. Для этого ему даже пришлось просить разрешения у главного врача госпиталя, в котором он проходил реабилитацию после тяжёлого ранения в грудь. Несмотря на незажившие раны, главврач отпустил его домой.
   После окончания Великой Отечественной войны Мустай Карим всецело отдался творческой и общественной деятельности. Он принял активное участие в работе Союза писателей СССР и Союза писателей Башкортостана.
   Сын Ильгиз, когда вырос, решил пойти по стопам своего талантливейшего отца: он вступил в союз писателей и стал заниматься переводами, в том числе он также переводил на русский язык некоторые произведения своего отца.
   В 1951 году у Мустая Карима родилась дочь Альфия, которую за безграничную любовь со стороны отца постоянно называли папиной дочкой. В 2013 году она совместно со своим братом и сыном Тимербулатом (успешным предпринимателем) создала Фонд имени Мустая Карима, основная цель которого состоит в поддержке развития башкирского языка и литературы.
   Мустай Карим всегда мечтал иметь много правнуков, и мечта его сбылась: внук Тимербулат и его супруга Инга являются многодетной семьёй, которая растит и воспитывает пятерых детей.
   Брак Раузы и Мустая Каримом продлился 62 года. Его дочь Альфия, рассказывая о подробностях из личной жизни отца, подчёркивает, что родители на протяжении всех этих лет жили душа в душу и с огромным уважением относились друг к другу. В 1981 году Рауза скончалась, и Мустай Карим сразу же стал чувствовать себя одиноким. Все заботы об отце Альфия с мужем взяли на себя.
Птиц выпускаю…
И суета осталась позади…
И вот сейчас с рассветными лучами
Птиц выпускаю из своей груди.
Идущие на бой во имя чести!
Вам — первый дар, всем прочим не в укор:
Для вас, взгляните, в дальнем поднебесье
Орел могучий крылья распростер.
Те, кто в пути! Вам — бодрым и усталым —
Шлю журавля сквозь ветер в ранний час.
Кукушку, чтобы долго куковала,
Больные, выпускаю я для вас.
Влюбленные! К вам соловей, неистов,
Рванулся — петь все ночи напролет.
Томящиеся врозь! Вам голубь чистый
К надеждам старым новые несет.
Отчаянных, и робких, и недужных —
Всех одарю я, всех вас птицы ждут…
Нет только ничего для равнодушных,
Пускай без птиц — как знают, так живут.
Всё завершил. Покончил с мелочами,
И суета осталась позади…
И каждый день с рассветными лучами
Птиц выпускаю из своей груди.
   Свои стихи будущий поэт начал писать в шестом классе, в 16 лет опубликовал первую поэтическую подборку. В 1935 году поступил на факультет языка и литературы в Башкирский педагогический институт им. К.А. Тимирязева, который окончил в 1941 году.
   Творчество Мустая Карима стало олицетворением башкирской литературы и всей нашей республики. Его книги переведены на десятки языков. И в трудные, переломные для страны моменты он не мог молчать. Его мудрое слово всегда вызывало огромный общественный резонанс. Он был понятен и близок каждому человеку. Люди ценили его за высокое литературное мастерство, талант и редкие человеческие качества.
   Есть такое понятие — национальное достояние. Мустай Карим — это наше национальное достояние, достояние общечеловеческой культуры нашей большой многонациональной страны. Он был поэтом, писателем, философом, дипломатом. И сегодня трудно отыскать уголок России, где бы не знали писателя Мустая Карима.
   Мустай Карим достойно представлял башкирскую и российскую литературу за рубежом. Его произведения переведены на многие языки мира, стали органической частью многих национальных культур. Деятели культуры и читатели России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Украины, Белоруссии, Турции, Китая, Болгарии и других стран более полувека отдают должное высокому литературному мастерству, богатому творческому наследию Мустая Карима.
   Из-под пера Мустая Карима вышли выдающиеся произведения, вошедшие в золотой фонд башкирской литературы и театра: драмы «Страна Айгуль», «Пеший Махмут», комедия «Похищение девушки», трагедии «В ночь лунного затмения», «Салават», «Не бросай огонь, Прометей!», повести «Радость нашего дома», «Долгое-долгое детство», «Таганок», «Помилование» и многие другие.
   Он был великим романтиком, сохранившим до своей золотой осени юношеский задор, светлую искренность, доброту и человечность.
Мустафа Сафич вел большую общественную работу.
   Деятельность Мустая Карима высоко оценена государством. М.С. Карим — Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный поэт Башкортостана, Почетный академик Академии наук Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии, Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского, Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева, Международной премии имени М. Шолохова, награжден двумя орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, орденом «Знак Почета», Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, «За заслуги перед Отечеством» 2-й и 3-й степени, орденом Салавата Юлаева.
Мустай Карим стал целой эпохой башкирской, российской, мировой литературы.
   В 2013 году семьей народного поэта основан Фонд имени Мустая Карима.
   Основной задачей Фонда является поддержка башкирского языка и литературы.
   «Наша задача – просветительская», – подчеркивает учредитель Фонда Тимербулат Каримов, внук писателя. Усилия Фонда сосредоточены на ознакомлении с творчеством Мустая Карима и его современников – Расула Гамзатова, Чингиза Айтматова, Кайсына Кулиева и других.
   Фонд поддерживает изучение башкирского языка в школах, а также академические программы по изучению и исследованию башкирского языка и литературы, а также краеведению и истории Башкирии в вузах.
   В 2015 году Фонд имени Мустая Карима учредил гранты для учащихся факультета башкирского языка и журналистики Башкирского государственного университета. Гранты выделяются ежегодно лучшим студентам: как изучающим творчество Мустая Карима, так и достигшим успехов в исследованиях башкирского языка, талантливым журналистам.
   21 марта 2024 года исполнилось 60-лет со дня премьеры трагедии М. Карима «В ночь лунного затмения». Впервые пьеса была поставлена на сцене Башкирского академического театра драмы в 1964 году. Это стало значительным событием в республике.
   Сегодня, по прошествии шестидесяти лет, трагедия «В ночь лунного затмения» стала одним из прекрасных и далеких эпизодов летописи истории башкирского сценического искусства.
   На сцене Башкирского драматического театра пользуются большим успехом и многие другие постановки по произведениям Мустая Карима, такие, как например, «Не бросай огонь, Прометей».
   В 2019 году на экраны вышел художественный фильм «Сестренка», снятый по повести М. Карима «Радость нашего дома».
   С 2019 года Уфимский аэропорт также стал носить имя этого великого поэта и писателя.
   В день смерти великого поэта и писателя вся страна почтила его память минутой молчания. После смерти Мустая Карима его имя стали носить некоторые городские улицы Башкортостана, а также одна из улиц Москвы. Государственные учреждения также носят его имя. В Уфе был возведён его монумент высотой 6 метров.
   В 1995 году постановлением Кабинета министров был переименован в Национальный молодежный театр Республики Башкортостан. В январе 2006 года указом президента РБ театру присвоено имя народного поэта Башкортостана Мустая Карима.
   Мустай Карим — Народный поэт Башкирской АССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР. Он вошел в историю Башкортостана, благодаря своей творческой и общественной деятельности.
   Умер Мустай Карим на 86-ом году жизни 21 сентября 2005 года. Его похоронили на Мусульманском кладбище в Уфе.
ГЛАВНАЯ
СТУДЕНТУ
СВЕДЕНИЯ ОБ ОО
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
РЦНО
ЦЕНТР КАРЬЕРЫ
КОНТАКТЫ
ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ
© 2014 - ГБПОУ «Уфимский многопрофильный профессиональный колледж»
© 2014 - ГБПОУ «Уфимский многопрофильный профессиональный колледж»
450098, г. Уфа, ул. Российская, д.100/3
450098, г. Уфа, ул. Российская, д.100/3
pedkolledj-1@yandex.ru
Приемная директора: 8(347)262-91-90
8(347)235-94-71
Приемная комиссия: 8(347)235-94-72
Учебная часть: 8(347)235-94-79