Годы жизни: 15 января 1795 - 11 февраля 1829
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Драматург, Писатель, Поэт
Александр Грибоедов был дипломатом и лингвистом, историком и экономистом, музыкантом и композитором. Но главным делом своей жизни он считал литературу. «Поэзия! Люблю ее без памяти страстно, но любовь достаточна ли, чтобы себя прославить? И наконец, что слава?» — писал в дневнике Александр Грибоедов.
«Один из самых умных людей в России»
Путевые записки секретаря русского посольства
Александр Грибоедов родился в дворянской семье. Его образованием и воспитанием занимались лучшие учителя того времени: энциклопедист Иван Петрозилиус, ученый Богдан Ион, философ Иоганн Буле.
Каждое лето Александр Грибоедов проводил в родовом имении своего дяди в селе Хмелита. На шумные балы и званые обеды сюда часто приезжали известные писатели, музыканты, художники.
В раннем возрасте у Грибоедова проявились способности к иностранным языкам: греческому, латыни, английскому, немецкому, французскому, итальянскому. Он играл на рояле и арфе, а позже начал сочинять музыку и стихи. Уже в 11 лет он поступил в Московский университет и за два года окончил отделение словесности, а затем нравственно-политическое и физико-математическое отделения.
Когда началась Отечественная война 1812 года, 17-летний Грибоедов записался корнетом в Московский гусарский полк. Побывать в сражениях он не успел: его подразделение начало формироваться, когда Наполеон уже отступал. Пока русские войска освобождали от французов Европу, Грибоедов служил в тылу — в Белоруссии.
В 1815 году Грибоедов оставил военную службу и переехал в Петербург. Его мать, Анастасия Грибоедова, настаивала, чтобы он устроился чиновником в какое-нибудь министерство. Однако государственная служба совсем не привлекала Грибоедова, он мечтал о литературе и театре. В этом же году Грибоедов написал комедию «Молодые супруги», по которой позже придворные актеры петербургского театра поставили спектакль.
В Петербурге Александр Грибоедов вел светский образ жизни: состоял в двух масонских ложах, дружил с членами Южного и Северного тайных обществ, общался с литераторами и актерами. Театральные увлечения и интриги вовлекли Грибоедова в скандальную историю: он стал секундантом в дуэли Василия Шереметева и Александра Завадовского. Чтобы спасти сына от тюрьмы, мать Грибоедова использовала все свои связи и устроила его секретарем русского посольства в Персии.
В 1818 году Александр Грибоедов выехал на службу, по дороге он подробно описывал свое южное путешествие в дневнике. Через год Грибоедов отправился в свою первую командировку к шахскому двору в Персии, где продолжил вести путевые записки. События своей службы он описал в небольших повествовательных фрагментах — так в основу «Рассказа Вагина» легла реальная история русского пленного, которого Грибоедов вернул на родину из Персии.
«Не комедия», запрещенная цензурой
На дипломатической службе в Персии Александр Грибоедов провел более полутора лет. Пребывание в этой стране угнетало его: он часто думал о родине, друзьях и театре, мечтал вернуться домой.
Осенью 1821 года Грибоедов добился перевода в Грузию. Там он начал писать черновой вариант первой редакции «Горя от ума» — он мечтал опубликовать пьесу и увидеть ее постановку.
В 1823 году писатель-дипломат попросил у генерала Алексея Ермолова отпуск и поехал в Москву. Здесь он продолжил работать над пьесой «Горе от ума», написал стихотворение «Давид», сочинил драматургическую сцену в стихах «Юность Вещего» и создал первую редакцию знаменитого вальса ми минор. Вместе с Петром Вяземским Грибоедов написал комедийную пьесу с песнями-куплетами и танцами «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом».
Когда Александр Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», он решил представить ее уже пожилому баснописцу Ивану Крылову. Несколько часов автор читал свое произведение Крылову. Тот молча слушал, а после заявил: «Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила».
Во многом слова Крылова оказались пророческими. На просьбу поставить «Горе от ума» в театре Грибоедову отказали, более того — комедию запретили печатать. Пьесу переписывали от руки и тайком передавали из дома в дом — литературоведы насчитали 45 000 рукописных копий по всей стране.
Злободневная пьеса, в которой Грибоедов описывал борьбу революционной молодежи с отжившим обществом, вызвала жаркие споры. Одни считали ее откровенным и разоблачительным описанием современного высшего света, другие — жалкой пародией, которая лишь очерняла столичных аристократов.
«Это не комедия, ибо в ней нет ни плана, ни завязки, ни развязки… Это просто поговорка в действии, в которой воскрешен Фигаро, но, как копия, далек от оригинала… В самой пьесе нет другой цели, чтобы сделать презрительным не порок, а возбудить презрение к одному только классу общества… Ему хотелось высказать свои философско-политические понятия, а о прочем он не думал» Дмитрий Рунич, попечитель Санкт-Петербургского учебного округа.
Многие современники считали, что прототипами героев послужили представители известных дворянских фамилий, которых Грибоедов встречал на балах и праздниках в усадьбе своего дяди, будучи ребенком. В Фамусове видели хозяина усадьбы Алексея Грибоедова; в Скалозубе — генерала Ивана Паскевича; в Чацком — декабриста Ивана Якушкина.
В 1825 году Александр Грибоедов вернулся на службу на Кавказ в штаб Ермолова. Здесь писатель узнал о восстании декабристов. Многие из заговорщиков были друзьями и родственниками Грибоедова, поэтому он сам попал под подозрение в причастности к восстанию. В январе 1826 года Грибоедова арестовали, но доказать его принадлежность к тайному обществу следствие так и не смогло.
В сентябре 1826 года Александр Грибоедов возвратился в Тифлис и продолжил службу: он бывал на дипломатических переговорах с Персией в Дейкаргане, вел переписку военачальника Ивана Паскевича, вместе они продумывали военные действия. В 1828 году Грибоедов участвовал в заключении с Персией выгодного для России Туркманчайского мирного договора.
«Во время этой войны явились во всем блеске его огромные дарования, вполне обработанные многосторонней правильной образованностью, его дипломатический такт и ловкость, его способность к труду, огромному, сложному и требующему больших соображений»
Из «Бесед в Обществе любителей Российской словесности»
Александр Грибоедов доставил текст договора в Петербург. В столице его с почетом принял сам Николай I. Император наградил писателя-дипломата чином статского советника, орденом Святой Анны 2-й степени и назначил полномочным министром в Персии.
Возвращаясь на службу в новой должности, Грибоедов снова остановился в Тифлисе, где женился на княжне Нине Чавчавадзе. Они познакомились еще в 1822 году — тогда он давал девушке уроки музыки. С молодой супругой Грибоедов прожил всего несколько недель, так как был вынужден вернуться в Персию.
В 1829 году во время дипломатического визита в Тегеран 34-летний Александр Грибоедов погиб: на занятый русским посольством дом напала огромная толпа, подстрекаемая религиозными фанатиками. Об Александре Грибоедове и его смерти в России не писали еще почти 30 лет. Только когда на сцене впервые поставили «Горе от ума» без цензурных правок, о нем заговорили как о великом русском поэте. В печати стали появляться первые сведения о дипломатической роли Грибоедова в отношениях России и Персии и его гибели.
Яныбай Хамматович Хамматов
(1925 – 2000)
Народный писатель Башкортостана
Яныбай Хамматович Хамматов родился 16 января 1925 года в деревне Исмакаево Белорецкого района в крестьянской семье.
Учился в Инзерской средней школе, в летние каникулы работал на золотых приисках, где познакомился с нелегкой жизнью старателей. От родителей и односельчан он много слышал о трагических событиях, которые происходили на белорецкой земле в годы Гражданской войны. У пытливого юноши уже тогда возникло стойкое желание попробовать написать об этом.
В августе 1942 года Яныбай Хамматов был призван в Красную Армию. Прошел подготовку в учебном полку в городе Вольске Саратовской области. В конце 1942 года получил тяжелую контузию во время бомбёжки, около полугода лечился в госпиталях. Затем окончил школу младших авиационных специалистов в Орске. За боевые заслуги был награждён орденом Отечественной войны II степени и многими медалями.
После демобилизации в 1946 году Яныбай Хамматов трудился на Авзянском золотом прииске, в районной газете публиковал свои статьи и стихи. Там же вышел в свет его первый рассказ о жизни старателей. Затем он работал инспектором райкома ВЛКСМ, стал вожаком комсомола Белоречья. В конце 1949 года его назначили заместителем начальника политотдела треста «Башзолото». После окончания двухгодичной областной партшколы при обкоме КПСС Яныбай Хамматович работал инструктором отдела парторганов Башкирского обкома КПСС. В 1956 году окончил Башкирский государственный педагогический институт имени К. А. Тимирязева (ныне БашГУ). С 1961 года являлся председателем исполкома Абзелиловского райсовета. Затем трудился начальником организационно-строевого отдела МВД БАССР. Позже он полностью посвятил себя литературному труду. С 1966 года являлся членом Союза писателей.
Став профессиональным писателем, работал в основном в жанре исторической прозы. Произведения Я. Хамматова тесно связаны с народным творчеством. Народный, сочный, образный язык произведений писателя идет именно от фольклора. От фольклора идут и своеобразие и содержание многих эпизодов, даже образов. Яныбай Хамматов остался в истории башкирской и российской литературы как один из крупнейших и талантливых прозаиков, создавший при помощи своих творений широкое эпическое описание исторических событий жизни башкирского народа.
Хорошо зная работу и быт старателей, Яныбай Хамматов еще в начале 50-х годов начал создавать свой первый роман под названием «Золото собирается крупицами», который вышел в свет в 1966 году. Затем были опубликованы романы «Акман-токман» и «Грозовое лето». Эти произведения повествуют о тяжелой жизни дореволюционной башкирской деревни, судьбе рабочих и старателей, распространении среди них идей большевизма, зарождении революционной ситуации в жизни золотого прииска, преломлении этих событий в судьбах людей.
Последующие романы «Юргашты» и «Руда» отразили борьбу с разрухой после Гражданской войны, становление социалистической промышленности. Все пять романов, объединённых общей тематикой, превратились в широкое эпическое полотно, ярко отобразившее эпоху труда и борьбы народа за лучшее будущее, составив первую в башкирской литературе пенталогию.
В романе «Как зажигаются звезды» Яныбай Хамматов раскрыл драматизм борьбы за подъём сельского хозяйства в послевоенный период. Он насыщен социально-нравственной тематикой, содержит публицистическую остроту. В романе «День рождения» писатель, используя приём историко-биографического романа, создал героический образ Миннигали Губайдуллина, повторившего бессмертный подвиг Александра Матросова. В дилогии «Северные амуры» писатель показывает участие башкирских полков в Отечественной войне 1812 года. В романе «Уходили башкиры на войну...» нашли отражение героический путь 112-й Башкирской кавалерийской дивизии и самоотверженный труд людей в тылу.
Особое место в творчестве Яныбая Хамматовича занимают произведения автобиографической серии. Книга «Пасынок («Безотрадное детство») представляет собой по жанру роман-эссе, где автор повествует о своём трудном детстве, о лишениях и невосполнимых потерях, о преодолении ребёнком тяжких испытаний, о стремлении к образованию и становлению личности. Дальнейшая жизнь героя прослеживается в романе «Карьера» («Уроки жизни»), а литературная судьба — в последующих двух автобиографических произведениях.
За многие годы напряженного труда Яныбай Хамматов написал около двадцати романов, десятки повестей и рассказов. Его произведения переводились на русский, украинский, азербайджанский и другие языки. Произведения Я. Хамматова издавались и переиздавались не только в Уфе, но и в крупных московских книжных издательствах, публиковались в Азербайджане, на Украине, в Татарстане.
За плодотворную литературную деятельность Яныбаю Хамматову было присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». В 1994 году писателю была присуждена Государственная премия Республики Башкортостан имени С. Юлаева. Яныбай Хамматов лауреат литературных премий имени М. Акмуллы, Кима Ахмедьянова, премии ВЦСПС и Союза писателей СССР, обладатель литературного диплома Министерства обороны СССР и почётный гражданин Белорецкого района и города Белорецк.
Яныбай Хамматов скончался 28 сентября 2000 года и похоронен в Уфе. На доме в Уфе, где жил писатель, установлена мемориальная доска. Имя Яныбая Хамматова носят библиотека села Серменево Белорецкого района, Башкирская гимназия в городе Белорецке (при ней действует музей писателя), улицы в селе Аскарово Абзелиловского района и деревне Черновка Белорецкого района. В родной деревне открыт музей Яныбая Хамматова. В 2006 году Белорецким районом учреждена премия его имени.
Творческое наследие
Имя Яныбая Хамматова широко известно не только в Республике Башкортостан, но и за её пределами. За 50 лет творческой деятельности он написал 18 крупномасштабных романа, несколько повестей, автобиографические произведения, рассказы, рецензии, публицистические статьи, что составило бы 25 томов полного собрания сочинений. Всего им было выпущено около 50 книг. В литературу он пришёл из народа, что во многом определило идейно-тематическое содержание его творчества.
Произведения (изданные)
• Золото собирается крупицами (роман). На башкирском языке (Бөртөкләп йыйыла алтын) — Уфа: 1966, 1976. На русском языке (пер. Е. Мальцева) — Москва: 1970, 1975; Уфа: 1981.
• Акман-токман (роман). На башкирском языке (Аҡман-тоҡман) — Уфа, 1971, 1975. На русском языке (пер. Е. Мальцева) — Москва: 1973, 1975; Уфа: 1984.
• Грозовое лето (роман). На башкирском языке (Йәшенле йәй) — Уфа: 1976. На русском языке (пер. В. Василевского) — Москва: 1976, 1978; Уфа: 1986.
• Юргашты (роман). На башкирском языке (Юрғашты) — Уфа: 1980. На русском языке (пер. В. Василевского) — Москва: 1980, 1984; Уфа: 1987.
• Желтый камень (роман). На башкирском языке (Руда) — Уфа: 1982. На русском языке (пер. Р. Максютова) — Уфа: 1993.
• Как зажигаются звезды (роман). На башкирском языке (Йондоҙҙар нисек ҡабына) — Уфа: 1969.
• Северные амуры (роман-дилогия). На башкирском языке (Төнъяҡ амурҙары) — Уфа: 1 книга — 1983, 2 книга — 1985. На русском языке (пер. В. Василевского) — Москва: 1987; Уфа: 2012.
• День рождения (роман). На башкирском языке (Тыуған көн) — Уфа: 1978, 1988. На русском языке (пер. А. Скалона) — Москва: 1979, 1982, 1983, 1985; Украина: 1982. На азербайджанском языке — Баку: 1990.
• Уходили на войну башкиры (роман). На башкирском языке (Башҡорттар китте һуғышҡа). — Уфа: 1990.
• Комбриг Муртазин (роман). На башкирском языке (Комбриг Мортазин) — Уфа: 1992.
• Черное нашествие (роман). На башкирском языке (Ҡара яу). — Уфа: 1995.
• Агидель стремится к Волге (роман). На башкирском языке (Ағиҙел Иҙелгә ҡоя) — Уфа: 1995. На русском языке (пер. Г. Хамматовой) — Уфа: 2007.
• Салават-батыр (роман). На башкирском языке (Салауат) — Уфа: 2000. На русском языке (пер. Г. Хамматовой) — Уфа: 2004, 2015 (электронное издание).
• Сырдарья (роман). На башкирском языке (Һырдарья) — Уфа: 2000.
• Подвиг (повесть). На башкирском языке (Ҡаһарманлыҡ) — Уфа: 1989.
• Истоки Агидели (роман). На башкирском языке (Иҙел башы) — Уфа (в журнале «Ағиҙел»): 1987.
• Пасынок / Безотрадное детство (автобиографическое произведение — книга 1). На башкирском языке (Хәсрәтле бала саҡ) — Уфа (в журнале «Ағиҙел»): 1997. На русском языке (пер. Г. Хамматовой) . Уфа: 2002.
• Карьера / Уроки жизни (автобиографическое произведение — книга 2). На башкирском языке (Тормош һабаҡтары) — Уфа (в журнале «Ағиҙел»): 2000. На русском языке (пер. Г. Хамматовой) — Уфа: 2006.
• На пути к литературе (автобиографическое произведение — книга 3). На башкирском языке (Әҙәбиәт һуҡмағында). — Уфа (в журнале «Ағиҙел»): 2007.
Неопубликованные произведения
• Творчество (автобиографическое произведение — книга 4)
• Аркаим (повесть-версия)
• Роман-детектив
Награды
• Медаль «За освоение целинных земель» (1956)
• Премия ВЦСПС и Союза писателей СССР (1974)
• Почетная грамота Правительства БАССР (1975)
• Заслуженный работник культуры РСФСР (1985)
• Диплом министерства обороны СССР
• Государственная премия Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева (1994)
• Почетная грамота Республики Башкортостан (2000)
• Почетный гражданин Белорецкого района и города Белорецк (2014).
Евгений Иванович Носов
(1925-2002)
писатель, прозаик
Евгений Иванович Носов — русский писатель, художник оформитель. Его произведения знакомят читателя с деревенским бытом и не менее значимой «окопной правдой». Фронтовик, был наводчиком орудия, принял участие операции «Багратион».
За свой вклад в литературу Евгений Иванович получил Героя Социалистического труда, является Кавалером двух орденов Ленина. Работал в журналах «Наш современник», «Роман-газета». Написал такие известные произведения «Усвятские шлемоносцы», «Тридцать зёрен», «На рыбачьей тропе».
Детство
Евгений Иванович Носов относится к представителям деревенской и военной прозы. Его творчество отражает абсолютно реалистичную жизнь простых крестьян. Все его произведения пропитаны русским духом. Умение образно описывать происходящие действия, выделяет его произведения. Родился писатель в Курской области, в селе Толмачёво, 15 января 1925 года.
Евгений Иванович Носов — русский писатель, художник оформитель. Его произведения знакомят читателя с деревенским бытом и не менее значимой «окопной правдой». Фронтовик, был наводчиком орудия, принял участие операции «Багратион».
За свой вклад в литературу Евгений Иванович получил Героя Социалистического труда, является Кавалером двух орденов Ленина. Работал в журналах «Наш современник», «Роман-газета». Написал такие известные произведения «Усвятские шлемоносцы», «Тридцать зёрен», «На рыбачьей тропе».
Детство
Евгений Иванович Носов относится к представителям деревенской и военной прозы. Его творчество отражает абсолютно реалистичную жизнь простых крестьян. Все его произведения пропитаны русским духом. Умение образно описывать происходящие действия, выделяет его произведения. Родился писатель в Курской области, в селе Толмачёво, 15 января 1925 года.
За свои заслуги перед отечеством Евгений Иванович был награждён медалью «За отвагу», орденом «Красная звезда», медалью «За победу над Германией» и орденом «Отечественной войны II степени». Зимой 1945 года, под Кёнигсбергом, Носов получает тяжелое ранение. И праздник Победы встречает в госпитале, на больничной койке. В госпиталях Евгений Иванович проводит почти полгода. В июне 1945 года его демобилизуют по инвалидности.
Послевоенные годы
Вернувшись домой, писателя настигают новые трудности, послевоенная голодная жизнь. После ранения его отец не смог восстановиться и был нетрудоспособен. Возникали денежные трудности. Обстановка дома кардинально изменилась. Евгений успешно сдаёт экзамены и получает аттестат об окончании школы. Его любимая девушка, Валентина Ульянова, окончила торговый техникум и получила распределение в Казахстан, в город Талды-Курган. Евгений уезжает вместе с ней. Там они играют свадьбу.
Вскоре ему повезло, в областную газету требовался художник-оформитель. Евгений любил и умел рисовать, и его берут на эту должность. А год спустя, Носов открывает в себе писательский талант. И тогда в этой же газете он становится специальным корреспондентом. Он колесит по городам и пишет репортажи, позднее он стал вести отдел о промышленности.
В 1951 супруги возвращаются в Курск. Поступает на работу в газету «Молодая гвардия» в которой возглавил отдел, писал о рабочей и сельской молодёжи, знакомил читателя с комсомольской жизнью.
Творчечтво
Носов, как и многие его коллеги по цеху проживал этапы своего творческого пути. Впервые его произведения публикуются в 1947 году. Он пишет публицистические статьи, рецензии и стихи. В 1957 году выходят в свет его рассказы и повести «На рыбачьей тропе». Тонкое восприятие мира, любовь к простому крестьянскому труду, и жизни в согласии с природой сразу поставили этого самобытного писателя в один ряд с такими художниками-традиционалистами как Тургенев, Лесков, Бунин.
С 1960 году Евгений Иванович поступил на литературные курсы при Союзе писателей. Он начинает печататься в таких известных журналах как: «Огонёк», «Новый мир», «Современник». В 1959 году выпускает сборники рассказов и повестей «Тридцать зёрен», «Дом за триумфальной аркой». В 1966 году он пишет книгу «Шумит луговая овсяница» за которую в 1975 году писатель был награжден Государственной премией РСФСР.
В 1970-х годах на страницах произведений Носова всё чаще появляется военная тема. Каждое его произведение становится персонализировано. Писателя волнует каждый человек отдельно. Его жизнь, его переживания. Творчество писателя приобретает философский характер. В своих произведениях он начинает подымать социальную тему. Его герои естественны и реалистичны, он с лёгкостью создает картины быта и деревенские, и городские, фабричные.
Но одно из самых проникновенных его творений это повесть «Усвятские шлемоносцы». Очень честно, прямолинейно в ней рассказывается о том, как ещё недавно мужики ходили на покос травы, и размеренная жизнь текла своим чередом, и о пережитом ужасе внезапно нагрянувшей войны. Какая тяжесть легла плечи стариков и детей, мужчин и женщин.
С начала 1980 годов Носов пишет мало. Всего несколько рассказов. В сознании писателя наступает перелом. Он понимает, что привычная и так любимая писателем жизнь безвозвратно уходит. В нём поселяется чувство накатывающейся беды. Нет того былого чувства единения, которое присутствовало в его детстве, потом на фронте, в трудное послевоенное время. Он понимает, что исчезает духовная связь между людьми. Но самое страшное чувство ненужности и непонимания, не дают писателю покоя.
Личная жизнь
Евгений Иванович и Валентина Родионовна заключили брак в Казахстане. В 1948 году у них родился первый ребёнок, сын.
Его назвали в честь отца Евгением. В 1954 году у пары рождается дочь Ирина.
Памятник на могиле писателя
На 77 году жизни Евгений Иванович умер, после тяжелой болезни. Это случилось 14 июня 2002 года. Спустя три года после его смерти в Курске, в сквере, рядом с домом писателя, установили памятник, курского скульптора Владимира Бартенева.
В 2004 году по инициативе Курского губернатора, была учреждена премия, в области литературы им. Евгения Ивановича Носова. Литературный конкурс проходит раз в три года.
Произведения
1957 — «Живое пламя»
1958 — «На рыбачьей тропе»
1959 — «Рассказы»
1959 — «Кукла»
1961 — «Тридцать зёрен»
1965 — «Где просыпается солнце?»
1968 — «В чистом поле за просёлком»
1971 — «Берега»
1971 — «Красное вино победы», сборник рассказов
1974 — «Мост»
1977 — «Шумит луговая овсяница»
1977 — «Усвятские шлемоносцы»
1985 — «Травой не порастёт»… Повесть, рассказы.
1990 — «В чистом поле»
2000 — «Вечерние стога». Рассказы, повесть.
Евгений Носов в журнале «Огонек»
Чехов Антон Павлович (российский писатель, драматург)
Происхождение и ранние годы
Чехов Антон Павлович — величайший российский писатель, талантливый драматург. Он добился почётного звания академика Императорской Академии наук. Его труды переведены более, чем на сто языков мира. Произведения Чехова стали классикой не только русской, но и мировой литературы, а его пьесы и сейчас идут на мировых театральных сценах. Особенно, всемирную известность приобрели такие его работы, как: «Чайка», «Вишневый сад», «Три сестры». За годы своего творчества писателем было создано больше, чем 300 разных произведений. Это и пьесы, и занимательные повести, рассказы. Произведения Чехова – образец лаконичности формы и глубины смысла.
Домик Чеховых в Таганроге
Антон с братьями и сестрой
Родился будущий писатель 17 января 1860 года в России (Таганрог), в маленьком домике на улице Полицейской (теперь Чехова). Он был уже третьим ребенком из шести в семье Павла Егоровича Чехова и его жены Евгении Яковлевны. У Антона Павловича было 4 брата и одна сестра. Дед писателя был крепостным, но благодаря своей целеустремленности и упорному труду в свое время купил «вольную» для своей семьи. Отец Чехова был купцом третьей гильдии, он накопил денег и открыл бакалейную лавку в Таганроге. Павел Егорович своих детей воспитывал в строгости. Помощь по торговле в лавке было обязательным занятием для мальчишек. Но Антону работа в торговле особой радости не приносила.
Раннее детство писателя прошло в добродетельных праздниках и именинах. Придя из школы, братья работали в лавке, а в 5 часов утра должны были вставать, чтобы петь в церковном хоре. Кроме этого детям надо было освоить какое-либо ремесло. Антон Павлович изучал портняжное дело.
Чехов в годы врачебной деятельности
Чехов с актерами Московского художественного театра
В возрасте 8 лет Чехова отдают учиться в подготовительном классе греческой школы-гимназии города Таганрога. Это было учебное заведение с большой историей, которое находилось на юге России. Здесь Чехов, благодаря своему учителю Ф.П. Покровскому, получил свое творческое имя «Чехонте». В то же время произошла его «проба пера», а также первый опыт на сцене. За годы учебы у мальчика сформировалось свое видение мира, проявилась страсть к знаниям, литературе и театру.
После окончания гимназии в 1879 году Антон Павлович переехал жить в Москву, где поступил в университет на факультет медицины. Знания ему передавали многие известные профессора. После окончания университета (1884 год) Чехов стал работать лекарем в Чикинской больнице. После он переехал в Звенигород, где некоторое время занимал должность заведующего больницей.
Чехов любил книги, музыку, у него было неуемное стремление проявить себя в творчестве. Большую роль в его судьбе сыграл театр Таганрога, который был основан в 1827 году. Когда Антону было тринадцать лет, он первый раз попал в этот театр на оперетту «Прекрасная Елена», Жака Оффенбаха, и с тех пор становится поклонником театра. Главными героями его первых работ были актеры и актрисы, и это было не случайно. В доме друга Антона по учебе в гимназии, Андрея Дросси, разыгрывались домашние спектакли. Будущий великий писатель и драматург принимал в них участие.
Еще в период обучения в гимназии Антон издавал журналы юмористического жанра, придумывал подпись к рисункам, а также писал смешные рассказы и сценки.
Свою первую драму «Безотцовщина» Чехов написал, когда ему было 18 лет, и он еще учился в гимназии. Пребывание в этом заведении помогло сформироваться Чехову как личности, а также он приобрел огромный материал для дальнейшей работы на литературной стезе.
Дебют Чехова как писателя состоялся 24 декабря 1879 года. Первые рассказы были опубликованы в журнале «Стрекоза».
После окончания гимназии Чехов начинает писать фельетоны, рассказы, оставляя под ними уникальные псевдонимы: «Антоша Чехонте», «Человек без селезенки». Чехов публиковался во многих юмористических изданиях.
В 1884 году была издана книга «Сказки Мельпомены», в которую вошли рассказы Чехова.
На протяжении 1885-1886 годов Чехов пишет короткие юмористические рассказы, работает как «беллетрист-миниатюрист». Он работал очень продуктивно, писал по одному рассказу в день. Его современники думали, что он так и дальше будет писать в этом жанре, но весной 1886 года Чехов получил поучительное письмо от Д. Григоровича. Известный литератор советовал ему писать произведения большего объема, а не тратить свой талант на комические «мелочишки». Под влиянием Григоровича, начиная с 1887 года, Чехов прерывает сотрудничество с журналом «Будильник». С того времени его рассказы стают длиннее и серьезнее. Он едет путешествовать на юг, в Крым, на Кавказ. С этой поездки он взял материал для написания «Степи», первого его произведения, опубликованного в толстом журнале «Северный вестник».
С апреля по декабрь 1890 года Чехов путешествует по Сахалину. Его впечатления о поездке отражены в таких произведения, как «Остров Сахалин», «В ссылке», «Палата №6».
По признанию самого А.П. Чехова, поездка на остров Сахалин оказала огромное влияние на все последующее его творчество.
Чехов написал также произведения для детей, такие как «Каштанка» и «Белолобый».
Памятник писателю в Истре
Зимой 1900-1901 Антон Чехов находился в Ницце на лечении, после поехал в Италию. Возвратился в Ялту в феврале 1901 года. 25 мая 1901 года состоялось венчание А.П.Чехова и О.Л. Книппер. Из-за серьезной болезни Чехова, сразу после свадьбы, он с женой Ольгой Леонардовной едет в Уфимскую губернию лечиться кумысом. На то время считалось, что он помогает больным чахоткой. Антон Павлович чувствовал себя с каждым днем все хуже, но продолжал писать, встречаться с людьми, оказывать посильную помощь всем, кому только мог, потому что презирал бездействие, лень. Пьеса «Три сестры» была написана и поставлена в 1901 году. В то время жил Чехов в основном в Ялте, в холодном доме. Любая непогода сразу ощущалась в неотапливаемом помещении и вредила здоровью. Жена Чехова на тот период работала в Московском театре, а Антону Павловичу в связи с болезнью врачи приписали жить на юге. Иногда Чехов приезжал в Москву.
«Вишневый сад» стало последним произведением великого писателя и драматурга Антона Павловича Чехова.
В 1904 году у Чехова болезнь усилилась — и он уезжает с женой в Баденвейлер, очень известный курорт на юге Германии. Но выздоровления это не принесло, а только слегка облегчило страдания.
15 июля 1904 года гениального писателя не стало в городе Баденвейлер (Южная Германия). Но его великие сочинения до сих пор живут.
1860 Родился будущий великий писатель и драматург Антон Павлович Чехов
1869-1879 Годы учебы в гимназии в городе Таганроге
1877 Первая поездка в Москву
1877-1878 Написание первой пьесы без названия
1879-1884 Учеба на факультете медицины Московского университета
1880 Первая публикация Чехова
1885 Чехов первый раз едет в Петербург
1888 Присуждение Чехову академической Пушкинской премии за сборник «В сумерках»
1894 Путешествие по городам Европы
1898 Работа над сборником из трех частей: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»; В этом году так же происходит строительство школы в Мелихове
1904 Не стало Антона Чехова
Всего в мире находится тринадцать музеев А.П.Чехова. Среди них особенно выделяется «Дом-музей А.П. Чехова» в Москве.
Первый музей Чехова был открыт в Таганроге в 1914 году. Музеи писателя были созданы в Москве, Мелихове, в городе Александровск-Сахалинский, Ялте и Гурзуфе в Крыму. Также музеи Чехова были основаны в Сумах (Украина), в Баденвейлере (Германия), где он провел последний месяц жизни и скончался. В конце 1990-х годов в городе Коломбо (Шри-Ланка) была открыта мемориальная комната Чехова в гостинице "Гранд ориенталь отель", где Чехов провел несколько дней, возвращаясь с Сахалина.
В 1954 году рабочий поселок Лопасня, вблизи которого находилось Мелихово, был переименован в честь писателя в город Чехов.
Именем Чехова в Москве в 1985 году была названа станция метро. С 1987 года имя Чехова было присвоено Московскому художественному театру в Камергерском переулке.
Борис Леонидович Пастернак
(имя при рождении - Борис Исаакович Постернак;
29 января (10 февраля) 1890 - 30 мая 1960) -
русский и советский поэт, писатель и переводчик.
Один из крупнейших русских поэтов XX века.
Борис Леонидович Пастернак – один из величайших писателей и поэтов XX века. Роль Пастернака в русской литературе сложно переоценить. Благодаря высокому мастерству и неповторимой тональности стихотворений он занял важное место в поэтическом движении начала XX столетия.
Для Пастернака высшей ценностью была сама жизнь. Поэтому его творчество жизнеутверждающее и преисполнено философским пафосом.
Происхождение и ранние годы
Борис Пастернак был рожден 10 февраля 1890 года в Российской империи (Москва) в творческой семье еврейского происхождения. Кроме Бориса, было еще трое детей. Отец – Леонид Осипович (документально – Исаак Иосифович) Пастернак, рожденный в Одессе в еврейской семье. Был известным художником, членом Петербургской академии художеств. Мать – Розалия Исидоровна Пастернак (в девичестве Кауфман), талантливая пианистка.
Дом, в котором родился поэт Рос Борис в творческой атмосфере. К ним в дом часто приходили люди искусства. В возрасте тринадцати лет он сильно увлекается музыкой под влиянием знакомства с композитором Скрябиным. Однако увлечение пришлось оставить из-за несовершенства слуха.
В 1901 году Пастернак был зачислен во второй класс 5-ой Московской гимназии. Борис всегда был старательным в учебе, не мог терпеть «совершенства наполовину». В 1908 году он окончил обучение в гимназии с золотой медалью.
В 1908 году Пастернак поступает в Московский университет. Вначале он учился на юридическом факультете, позже перевелся на философский. Перед окончанием университета Пастернак едет в Германию, где посещает лекции в Марбургском университете. Однако его увлечение философией гаснет, и он уезжает на время в Италию.
В 1912 году Борис оканчивает университет, но за диплом не приходит. В это время все его мысли уже занимает литературная деятельность.
Первая проба пера у поэта была в 1909 году. О своем увлечении поэзией он вначале умалчивал. Определившись со своим призванием, Пастернак вступает в ряды московской поэтической группы «Лирика». Первые сборники стихов выходят в 1914 году («Близнец в тучах») и 1916 году («Поверх барьеров»). Но известность принесла книга, выданная в 1922 году, под названием «Сестра моя — жизнь».
На раннее творчество Пастернака большое влияние оказал В. Маяковский. В период 1920-1927 годов он был участником творческой группы «ЛЕФ» (куда входил и Владимир Маяковский). В 1931 году Борис Пастернак посещает Грузию. Кавказ вдохновил поэта на цикл «Волны». За роман «Доктор Живаго» Пастернак был награжден Нобелевской премией. Творчество поэта и прозаика всегда отличалось нравственно-философским пафосом.
Главное творение автора – роман «Доктор Живаго». Работа над прозаическим произведением была долгой и кропотливой – десять долгих лет. В 1955 году Пастернак завершил работу, а в 1958 году роман был издан за границей. Его высоко оценили как читатели, так и литературные критики. Поэтому не удивительно, что за этот роман писателя наградили почетной Нобелевской премией. Однако в России роман был плохо принят советской властью и рядом других писателей. Пастернака даже исключили из Союза писателей. И только в 1988 году «Доктор Живаго» был опубликован в издании «Новый мир».
В 1952 году писатель слег с инфарктом, однако смог найти в себе силы восстановиться и даже продолжал потом писать. Цикл стихотворений «Когда разгуляется» (1956-1959 годы) стал его последней работой.
30 мая 1960 года Бориса Пастернака не стало из-за рака легких.
1890 - Год рождения Бориса Пастернака
1901 - 1908 Годы обучения в 5-ой Московской гимназии
1908 -1912 Годы обучения в Московском университете
1909 - Первая проба пера поэта
1913 - Впервые опубликованы стихи автора в сборнике «лирика»
1916 - Сборник «Поверх барьеров»
1922 - Сборник «Сестра — моя жизнь»
1945 -1955 Работа над шедевральным романом «Доктор Живаго»
1958 - Награждение Нобелевской премией
1960 - Не стало Бориса Пастернака
Интересные факты из жизни поэта
1. В детском возрасте Борис упал с лошади и повредил ногу. В последствие он тщательно скрывал легкую хромоту.
2. Особую связь долгое время ощущал писатель с Мариной Цветаевой. Они писали друг другу письма, которые можно причислить к роману в письмах.
3. Пастернак мечтал создать грандиозный роман. На это у него ушло целых десять лет. Речь идет о его романе «Доктор Живаго».
Музей поэта
В 1986 году на даче в Переделкине (Новомосковский округ Москвы), которая когда-то принадлежала Пастернаку, был открыт первый музей писателя.
Творчество
Бабье лето • Быть знаменитым некрасиво • Весна в лесу • Во всем мне хочется дойти… • Доктор Живаго • Золотая осень • Июль • Любить иных тяжелый крест • Никого не будет в доме • Перемена • Февраль. Достать чернил и плакать!
В 1937 году по надуманным доносам арестовали и позже расстреляли ее мужа, народного комиссара просвещения БАССР Губая Давлетшина. Хадию Лутфулловну, как «члена семьи врага народа», приговорили к пяти годам лагерей, которые она провела в Мордовии. В 1942 году ее освободили и отправили в ссылку в Бирск без права выезда.
В Бирске Хадия Давлетшина жила в большой нужде. Работу ей не давали. Публиковать свои произведения и заниматься литературной деятельностью ей было категорически запрещено. В последние годы жизни она работала уборщицей в Бирском педагогическом институте. 20 марта 1951 года Хадия Лутфулловна обратилась письмом к председателю правления Союза писателей СССР Александру Фадееву, в котором сообщала о своей непоколебимой поддержке марксистко-ленинского мировоззрения и просила помочь с публикацией романа. Это письмо написано убористым почерком на шести страницах, на листах много пятен от слез писательницы.
Писательница вернулась к роману лишь в начале 50-х гг.
Роман «Иргиз» впервые в башкирской литературе глубоко и многосторонне раскрыл характерные черты жизни башкирского народа конца XIX - начала XX в.
X. Давлетшина изображает народ в качестве главного героя произведения. Это было крупным достижением всей башкирской прозы, повлекшим за собой коренной перелом в развитии жанра башкирского романа. Наряду с картинами классовой борьбы и роста классового самосознания автор показал – и это очень важно – особенности быта башкир того времени, еще полностью не освободившегося от полукочевого феодально-патриархального образа жизни, но уже вступающего в буржуазно-капиталистические отношения. Многогранное и многокрасочное изображение народной истории и быта представляет ценное новшество для жанра национального романа.
В романе X. Давлетшина сочетает художественное обобщение с конкретикой, что выражается в подлинности топонимов, в наличии прототипов, в отрывках из солдатских писем и т. д. Использование поэтики исторических песен и преданий, легенд, распространенных среди башкир, придает повествованию особый колорит. В целом историзм и художественный опыт романа «Иргиз» были заметным достижением в формировании жанра и структурной поэтики больших эпических форм.
Хадия Давлетшина скончалась 5 декабря 1954 года, так и не увидев своего труда опубликованным. Роман «Иргиз» был напечатан только в 1957 году. Он вышел большим тиражом в Башкнигоиздате с предисловием Гайнана Амири. Позже выходил на русском языке, издавался на языках народов СССР. В 1985 году в Башкнигоиздате был опубликован сборник повестей и рассказов писательницы «Айбика». В 2005 году в издательстве «Китап» вышел в свет том избранных произведений Хадии Давлетшиной.
В 1967 году за роман «Иргиз» писательница посмертно стала первым лауреатом Республиканской премии Башкирской АССР имени Салавата Юлаева.
Сегодня имя Хадии Давлетшиной носит бульвар в Уфе, улицы в городах и населенных пунктах республики. В Бирске и Сибае ей установлены памятники. Учреждена Республиканская премия имени Хадии Давлетшиной в области детской литературы.
Статьи о жизни и творчестве писательницы имеются в шеститомной «Истории башкирской литературы», краткой энциклопедии «Башкортостан», втором томе Башкирской энциклопедии, БСЭ, справочниках «Писатели советской Башкирии» и «Писатели земли башкирской», Википедии, Краткой литературной энциклопедии и других справочных изданиях.
Хадия Лутфулловна Давлетшина родилась 5 марта 1905 года в д. Хасаново Пугачевского уезда Самарской губернии ныне Самарской области.
В 1921 г. поступила учиться в татаро-башкирский техникум (Самара), в 1932 г. – в институт по подготовке редакторов для книжных издательств (Москва), в 1935-1937 ггодов – студентка факультета языка и литературы Башкирского пединститута. В 1934 году была избрана делегатом I съезда писателей СССР. В 1936 году участвовала на III пленуме писателей СССР в г. Минск. В 1937 году была репрессирована, впоследствии долгие годы терпела притеснения, провела жизнь в нужде.
Первый рассказ X. Давлетшиной «Хылыукай-пионерка» был напечатан в 1926 г. Затем появилась повесть «Айбика» (1931), принесшая писательнице известность.
Главные герои рассказов, повестей X. Давлетшиной – женщины-активистки, участницы и организаторы борьбы за преобразование жизни. Повесть «Айбика» является одной из лучших в силу глубокого, психологически достоверного раскрытия самобытного характера башкирской женщины, образности, народности стиля повествования.
Крупным достижением в изображении исторического прошлого башкирского народа (в данном случае – периода революции) во всей сложности и противоречивости, в создании ярких картин социально-классовых битв является роман X. Давлетшиной «Иргиз». Отдельные отрывки романа печатались еще в 30-е гг. XX в. Однако репрессия прервала творчество.
Гордость и слава башкирской литературы - Хадия Лутфулловна Давлетшина
Памяти поэта и земляка Кадыра Даяна
Здесь жил поэт. Теперь он гордость края.
Его стихи я помню до сих пор.
Они звучат мелодией курая
От наших сёл и до Уральских гор.
И я спешу, пока не влажен порох,
Пока в душе звенит курантов бой,
Пролиться звонкой рифмой на просторах
Родной земли, взрастившей нас с тобой.
Мне б описать наш уголок планеты,
Чтоб слог мой был, как твой, неизгладим,
Чтоб шла молва: «Тут родились поэты,
Кадыр Даян и Хусаинов Дим».
Дверной косяк. На нём отметки
Под свежей краской снизу вверх:
Расти спешили наши детки
И отражали смену вех.
Вот вижу след последней точки:
Так, не окрепшие ладом,
Как птички, упорхнули дочки,
Покинув тесный отчий дом.
В счастливый путь, стремитесь к звёздам!
Но для порядку, как и всяк,
На радость бате свейте гнёзда,
И чтоб там был дверной косяк…
По вечерам, в счастливом браке,
Под колокольный детский смех
Из года в год чертите знаки
На краске белой снизу вверх.
И я вдали, приняв таблетки,
Ребячий переняв каприз,
Как вы когда-то, ставлю метки,
Но сверху вниз, всё сверху вниз.
***
Озёрный край. Берёзы и овраги…
Поёт сосна, верхушкой шевеля.
Среди берёз клубничными коврами
Застелена родимая земля.
Аминево. Здесь, отдавая фразам
Любовь свою, слагая их в ряды,
Ступаю осторожно раз за разом
На папины заросшие следы.
Увижу снова мамины закаты,
Где солнце лик свой прячет в камыши,
И на плечо склонюсь старшого брата,
Выдавая стоны из души.
ПОБЕДИТЕЛЬ Кадыр Даян
Осенен полыханьем победного стяга,
Сел усталый солдат на ступеньку Рейхстага.
Снял фуражку, как труженик после работы,
Вытирая со лба капли жаркого пота.
Положил автомат, пыль стряхнул с гимнастерки,
Из кисета отсыпал щепотку махорки…
Посмотрел еще раз, как над вражьей столицей
На весеннем ветру наше знамя лучится,
Папиросу свернул, затянулся спокойно
И сказал: «Так любые закончатся войны!»
09.05.1945, Берлин
Перевод Н. Новосёлова
1945
Даянов Кадыр Хакимович родился 14 (1 — по старому стилю) февраля 1910 г. в башкирском селе Кунашак Челябинской области. Семья была большая, крестьянская. Жили в постоянной нужде и лишениях. Отец с матерью растили и воспитывали пятерых детей, последним, к тому же единственным сыном, был Кадыр. В Кунашаке прошло его детство. Кадыр преуспел в учебе. Чтение было его любимым занятием.
После окончания средней школы в 1927 г. одаренный юноша прошел обучение на учительских курсах в Аргаяше. Затем работал учителем и директором в школах Аргаяшского кантона Башкирской республики, в состав, которого входили Аргаяшский и Кунашакский районы до образования в 1934 г. Челябинской области.
Молодой Кадыр Даян был эрудированным человеком, прекрасно владел башкирским языком, был прирожденным педагогом. Его уроки проходили живо, на них он стремился познакомить детей с творчеством башкирского народа. Писал статьи о жизни сельской школы в башкирские газеты.
Литературой Кадыр Хакимович начал заниматься рано. Первые стихотворные опыты относятся к годам ученичества, публикации — к 1930 г.
С 1927 г. он активно сотрудничал с республиканскими газетами «Башкортостан», «Ленинсе» и др. В 1930 г. в Кунашаке начала выходить районная газета на башкирском языке «Колхозсы» («Колхозник»). Первые стихи и рассказы К. Даяна увидели свет на страницах этого издания.
В 1930–1933 гг. К. Даян учился в Башкирском государственном педагогическом институте им. К. Е. Тимирязева в Уфе. Этот период жизни значительно расширил его кругозор, дал ему необходимую теоретическую базу для творчества. В столице Башкортостана он познакомился и подружился со своими земляками-южноуральцами писателями Салямом Галимовым и Хайем Мухамедьяровым, с видными прозаиками Мажитом Гафури, Сагитом Агишом, Зайнаб Биишевой, Гали Зулькарнаевым и другими.
После блистательного окончания Башкирского государственного педагогического института Кадыр Хакимович работал консультантом в Башкирском книжном издательстве «Китап» («Книга»), преподавал башкирский язык в Стерлитамакском педагогическом училище. С 1936 по 1941 г. возглавлял кафедру башкирского языка и литературы в Башкирском государственном педагогическом институте. Писал научные труды по стилистике и грамматике башкирского языка.
В 1934 г. вышли в свет поэма «Рашида», посвященная первым комсомолкам Башкирии, книга для детей «Тимеркай» и одноактная пьеса «Хэйруш и Файруш». Дальнейшее развитие поэтический талант Кадыра Даяна получил в работах «Старый беглец», «Две молодости», «На берегах Агидели», «Город нефти» и других, где автор прославлял строительство социализма, показывал процесс формирования нового советского человека.
С началом Великой Отечественной войны в июне 1941 г. уходит на фронт. С середины 1942 г. стихи Кадыра Даяна публикуются в центральных печатных изданиях в русских переводах, звучат по Всесоюзному радио, обретая широкую читательскую аудиторию. Воевал К. Даян на Калининском фронте в 115-м стрелковом полку. Выпускал и редактировал армейскую газету «На разгром врага», где печатались его боевые корреспонденции и стихи. Принимал участие в боях за освобождение Москвы, Орла, Ростова, Украины, Крыма, Прибал¬тики. С боями Кадыр Даян прошел трудными фронтовыми дорогами, испытал горечь потерь, был ранен. Дошел до Берлина и расписался на здании рейхстага. Был награжден орденами и медалями.
В стихах военных лет «Родина», «Письмо Гульямал», «Украине», «Советский солдат» поэт утверждает высокий патриотизм, гражданские чувства, мужество и смелость лирического героя. Произведения проникнуты чувством светлой любви к своей родине, семье и близким, что противопоставляется беспощадной ненависти к врагам, захватившим наши города и села, оскверняющим нашу священную землю.
После войны Кадыр Даян вернулся в родную Уфу, работал редактором в Башкирском книжном издательстве, литературным консультантом в Союзе писателей Башкортостана. С 1947 г. являлся членом КПСС.
В послевоенные годы К. Даян создал поэмы «Семья», «В тихий вечер», «Колхозные старики», «Светлый путь», посвященные мирному труду советских людей. Стихотворные сборники «Белые березы», «Тансулпан», «Волнуется озеро глубокое», «Напевы родной земли» и другие становились заметным явлением в культурной жизни республики.
Излюбленный жанр в творчестве Кадыра Даяна — песенный. Широко популярными стали песни на его стихи «Шаймуратов-генерал», «Пусть попляшет дедушка», «Возлюбленный Гульсиры», «Зайтуна», «Ночной Урал», «Гульямал», «Мухтарама» и другие, музыку к которым написали башкирские композиторы Загир Исмагилов, Хусаин Ахметов, Масалим Валеев, Рафик Сальманов и другие. До сих пор является популярной и узнаваемой песня о столице нашей республики «Эх, Уфа, город мой!» (автор музыки Хусаин Ахметов), мелодию которой по утрам исполняют куранты в Уфе на Советской площади. Всего на стихи К. Даяна написано более 100 песен. Они покоряют слушателей подлинной народностью, естественностью, задушевностью. Произведения исполняются и сего
дня.
Многие пьесы Кадыра Даяна вошли в золотой фонд башкирской драматургии. Спектакль «Тансулпан» по его пьесе много лет с успехом шел на сцене Башкирского государственного академического театра драмы им. М. Гафури. Свыше десяти книг он написал для детей: «Как собака нашла хозяина», «Птицы летят», «Три сказки о хитрой лисе», «Охотники», «Голуби» и другие. Даже находясь вдали от Родины, Кадыр Даян не забывал о ней, воспевал Кунашакскую землю.
Там, за Уралом, родная земля,
Там Кунашакские светят поля,
Там, у озер, ко мне юность пришла,
Там первоцветом она зацвела.
За заслуги в развитии советской башкирской литературы Кадыру Даяну было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Башкирской АССР». Он дважды награждался орденом «Знак Почета». По словам челябинского башкирского поэта Рамазана Шагалеева, «от общения с ним становилось теплее, потому что он был человеком удивительной доброты и очень талантливым».
Скончался Кадыр Даян 19 октября 1975 г. на 66-м году жизни. Похоронен на старом башкирском кладбище Уфы. На могиле установлен памятник — глыба серого гранита. На передней шлифованной плоскости выбита надпись на башкирском языке: «Языусы Кадир Даян. 1910–1975». Тыльная плоскость памятника не обработана. Саркофаг на могиле — гранитная плита. Сюда часто приезжают писатели, родственники, молодежь, люди, почитающие великого сына башкирского народа.
Талантом К. Даяна, его мужеством, личностью восхищались еще при его жизни. Он – гордость башкирского народа. В Уфе на домах по ул. Ленина, 2 и ул. Менделеева, 201, где жил и творил выдающийся писатель, установлены мемориальные доски.
В Кунашакском районе, благодаря инициативе известного челябинского башкирского поэта и музыканта Рамазана Шагалеева, учреждена литературная премия имени Кадыра Даяна. Кунашакская районная библиотека носит имя писателя. Одной из улиц села Кунашак присвоено имя выдающегося башкирского поэта К. Даяна.
Награды, звания и премии
• Орден Красной Звезды (1945);
• Два ордена «Знак Почёта» (1945, 1955);
• Заслуженный деятель искусств Башкирской АССР (1969)
Дим Хусаинов - поэт, лирик, считает его своим литературным учителем и посвятил ему одно из стихотворений.
Кадыр Хакимович Даянов (башк. Ҡадир Хәким улы Даянов), 1910—1975) — башкирский драматург, писатель и поэт. Заслуженный деятель искусств Башкирской АССР (1969).
Кадыр Даян (псевдоним; настоящие имя и фамилия Кадыр Хакимович Даянов) вошел в историю Южного Урала и Башкортостана как талантливый педагог, поэт, прозаик, драматург, автор текстов популярных башкирских песен. В некоторых изданиях имя писателя пишется как Кадир.
Биография Льва Успенского
Лев Успенский родился 8 февраля 1900 года в Санкт-Петербурге. Его отец работал инженером-геодезистом, мать была родом из дворянской семьи с имением в Псковской губернии. Лев — первый ребенок в семье, он старше своего брата Всеволода на два года.
Детство и юность Льва Успенского
Лев был очень смышленым и любознательным ребенком. В пятилетнем возрасте он научился читать, в шестилетнем — начал сочинять стихи, но по рекомендации врача в школу малыша так рано не отдали. Получать образование он начал в коммерческом училище. Будучи второклассником, в 11 лет Лев выступил перед учениками и педагогами со своей первой в жизни публичной лекцией об аэропланах, которыми тогда увлекся. В 12 лет Успенский поступил в престижную петербургскую школу Карла Мая, где получил среднее образование. Став писателем, он вспоминал это учебное заведение с особой теплотой.
Уже в юности Успенский не мыслил для себя другой профессии, кроме писательской, но до исполнения мечты было еще далеко. После прихода к власти большевиков в 1917 году его отец вместе с Бонч-Бруевичем и своими братьями в Москве занимался организацией Главного геодезического управления. Мать с сыновьями уехала из голодного Петрограда в Псковскую губернию. Там Лев занимался сельским хозяйством, потом работал землемером.
В 1919 году Лев Успенский вернулся в Петроград и поступил в Лесной институт, но проучиться там довелось недолго. В 1920 его забрали в трудовую армию для помощи народному хозяйству. Лев работал на лесозаготовках, прошел начальное военное обучение, затем воевал на стороне «красных» во время Гражданской войны. После получения тяжелой контузии и лечения Успенский трудился помощником лесничего.
Образование и начало творческого пути Успенского
Осенью 1922 года Успенский вернулся в Петроград, ему пришлось повторно сдавать экзамены в Лесной институт. Тогда он познакомился с Александрой Ивановой, которая стала его женой и другом на всю жизнь. И вновь судьба не дала Успенскому доучиться, ему пришлось уйти из вуза из-за реорганизации в 1924 году.
Но тяга к знаниям была сильнее, детская мечта стать писателей не отпускала. В 25-летнем возрасте Успенский поступил на высшие курсы искусствоведения при Государственном институте истории искусств, которые окончил в 1929 году.
Будучи студентом, он опубликовал свою первую научную работу «О русском языке эпохи революции», а также первое литературное произведение. Роман «Запах лимона» под псевдонимом Лев Рубус был опубликован в 1928 году в частном издательстве в Харькове. Успенский написал его вместе со Львом Рубиновым. В приключенческой книге они описывают международную борьбу за «революционит» — мощное радиоактивное вещество.
С 1930 по 1932 годы Успенский учился в аспирантуре Государственного института речевой культуры. Среди его педагогов было много известных советских лингвистов.
Лев Васильевич работал редактором, преподавателем русского языка. С конца 1936 года до июня 1941 он был заведующим научно-познавательным отделом журнала для школьников «Костер». В то же время Лев Успенский публиковал для детей рассказы в журналах «Чиж» и «Еж», из которых позже он выпустил сборник «Кот в самолете».
Лев Успенский участвовал в работе над древнерусским словарем. Вместе с братом Всеволодом он пересказал доступным языком для детей два древнегреческих мифа: «12 подвигов Геракла» и «Золотое руно». В 1939 году был напечатан исторический роман «Пулковский меридиан» о событиях Гражданской войны, который Успенский написал в соавторстве с военным экспертом Георгием Караевым.
Работа Успенского военкором в годы войны
С первых дней Великой Отечественной войны и до ноября 1945 года Успенский служил в советской армии, работал военкором фронтовой газеты. Он постоянно бывал на передовой в самой гуще событий: стал очевидцем снятия блокады Ленинграда, в последние годы следовал за частями советской армии, освобождающими европейские страны. Успенский был награжден орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Ленинграда». Кроме многочисленных очерков, статей, стихов для газеты, за военные годы Лев Васильевич написал несколько рассказов и повестей.
Во время Великой отечественной войны Успенский переписывался с Гербертом Уэллсом, писал очерки о великом фантасте. Этот факт писатель упоминает в своей книге «Записки старого петербуржца». Письмо он отправил в 1942 году через Совинформбюро в Лондон с просьбой к известному коллеге посодействовать в открытии союзниками второго фронта. Конечно, это было не в силах Уэллса, но он отправил ответ советскому писателю со словами поддержки. Получение его письма даже полгода спустя, когда продолжалась блокада Ленинграда, казалось фантастикой.
Послевоенное творчество Успенского
Осенью 1945 года после демобилизации Успенский вернулся в Ленинград и занялся любимым делом — написанием книг и популяризацией русского языка. Коллеги отмечали, что словом он владел виртуозно. В 1946 году писатель опубликовал в журнале «Вокруг света» научно-фантастический рассказ «Плавание «Зеты», в котором рассказывается о подводной лодке, бороздящей подземные реки Европы.
Современники отмечали необычайно широкий кругозор Успенского. Он был сосредоточен не только на русском языке, но и читал лекции по биологии, преподавал черчение, хорошо знал археологию и историю, популяризировал разные науки, переводил стихи с французского, английского и немецкого языков.
Известно, что Успенский любил фотографировать родной город, особенно — изваяния львов. Он искал их не только на улицах и площадях Ленинграда, но и во дворах многоэтажек, и маленьких старинных особняков. Каждую скульптуру льва он считал неповторимой и пытался узнать ее историю создания и автора.
Вместе с военным историком Караевым Успенский написал еще один роман — «Шестидесятая параллель» о блокаде и обороне Ленинграда. Книга вышла в свет в 1955 году. А через два года был напечатан сборник рассказов о родном городе Успенского «На 101 острове», написанный вместе с Ксенией Шнейдер. Кроме того, оба автора вместе написали еще книгу по археологии «За семью печатями» (1963 год).
В 1960-е годы Успенский работал председателем секции научно-художественной и научно-фантастической литературы Ленинградского отделения Союза писателей СССР, членом редколлегии научно-художественного альманаха «Хочу все знать», журнала «Костер».
В марте 1970 года вышла автобиографическая книга писателя «Записки старого петербуржца». В этом же году за вклад в развитие советской литературы и к 70-летнему юбилею Лев Успенский был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Вскоре были опубликованы две его фантастические повести — «Эн-два-о плюс икс дважды» (1971) и «Шальмугровое яблоко» (1972). В последние годы жизни Успенский работал над сборником рассказов «Записки старого скобаря». Он умер в Ленинграде в декабре 1978 года в возрасте 78 лет. Похоронили писателя на Богословском кладбище.
Уже после смерти Успенского вышли две его книги: «За языком до Киева. Загадки топонимики» (1988) и исторический роман-эпопея «1916 (Перед потопом)», который автор так и не успел полностью дописать.
Лучшие книги Успенского о русском языке
Льва Успенского неслучайно вспоминают как автора книг по занимательному языкознанию. Они и сейчас не потеряли своей актуальности, интересны не только детям, но и взрослым.
В течение 15 лет Успенский написал для школьников несколько познавательных книг: «Слово о словах» (1954), «Ты и твое имя» (1960), «Имя дома твоего» (1967), «Почему не иначе?» (1967), «Загадки топонимики» (1969). Эти издания Успенского внесли огромный вклад в исследование русского языка и популяризацию знаний о нем. А для младших школьников писатель выпустил в 1978 году книжку «Беда с этим козликом», в которой весело и остроумно рассказал о правилах русской орфографии.
«Слово о словах» — первая и самая известная книга по языкознанию Успенского. Научно-познавательное произведение написано в живой и занимательной форме. Читатели называют его захватывающим путешествием в мир языка. При этом материал изложен просто и доступно с интересными примерами. Книга наполнена остроумными наблюдениями за русским языком, призывами сохранять его чистоту. Загадочную фразу из книги «Слово о словах»: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка» слышали, наверное, все. Несмотря не то что слова выдуманные, предложение построено по законам русской грамматики. Эту фразу академик Лев Щерба упоминал на лекциях по основам языкознания в качестве примера того, что многие семантические признаки слова можно понять из его морфологии. После выхода книги Успенского эта мудреная фраза получила широкую известность.
«Ты и твое имя» — это книга об антропонимике, в которой собраны интересные размышления об историях происхождения имен, отчеств и фамилий. В ней можно почерпнуть много интересной информации. Благодаря примерам и ситуациям, зачастую смешным, книги читается на одном дыхании.
Очерки по топонимике «Имя дома твоего» и «Загадки топонимики» — не менее любопытные издания Успенского о географических названиях. Читатели узнают тайны русского языка, которые объясняют происхождение и значение названий многих городов, сел, рек. Писатель анализирует огромное количество топонимов, приводит классификацию причин, по которым они были образованы. Это делает чтение интересным и познавательным.
Книга «По закону буквы» рассказывает историю букв алфавита, в том числе упраздненных «ять», «фита» и других. Читатели узнают, почему буквы называют «гласными» и «согласными», есть ли у алфавитного порядка какое-то объяснение. Даже филологи находят в этом произведении для себя что-то новое.
«Почему не иначе?» — это не только этимологический словарь для школьников, но и рассказ об этимологии и работе ученых. Книга расширяет кругозор, благодаря понятному изложению словарь читается, как художественная литература.
Мастер слова и хранитель языка: со дня рождения писателя Льва Успенского прошло 125 лет