«Экспериментальная площадка ФИРО «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в современных социокультурных условиях»

Актуальность и новизна проблемы.

   Развитие гражданственности и патриотизма молодёжи в современной России является важнейшим фактором обеспечения безопасности и стабильного развития нашей страны.

   Гражданско-патриотическое воспитание признано государством   ключевым в обеспечении устойчивого  политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируются не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств.

   Одним из главных направлений деятельности образовательного учреждения является патриотическое воспитание студентов, главной составляющей которой есть и будут привитие каждому гражданину высокого чувства гордости за свою Родину, воспитание таких черт характера как человеколюбие, уважительное отношение друг к другу, высокая самоотдача в достижении достойного жизненного уровня, личная ответственность за судьбу всех поколений нашего общества.

Объект исследования.

   Социально-педагогический процесс организации гражданско-патриотического воспитания студентов ГБПОУ Уфимского многопрофильного профессионального колледжа в современных социокультурных условиях.

Предмет исследования.

   Организация  деятельности  гражданско-патриотического воспитания студентов Уфимского многопрофильного профессионального колледжа в современных социокультурных условиях.

   Современная  профессиональная образовательная организация  призвана быть центром образования и духовного становления личности будущих специалистов. Сущность и содержание гражданско-патриотического воспитания с педагогической точки зрения можно представить как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм гражданско-патриотического поведения.

   Гражданско-патриотическое воспитание студентов должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Гражданственность и патриотизм призваны  дать новый импульс духовному оздоровлению народа.  Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. В условиях ГБПОУ  Уфимский многопрофильный профессиональный колледж  активно развивается направление гражданско-патриотического воспитания.

Постановка цели:

   Создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания для целенаправленного воздействия на студенческую молодёжь в целях формирования и развития социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма.

Выдвижение гипотезы  (что предполагается сделать, чтобы получить результат).

   Эффективное функционирование системы гражданско-патриотического воспитания обеспечит духовный и культурный подъем студентов, высокую гражданскую позицию, патриотическое сознание учащихся себя как россиян, определяющих будущее России, если будет организовано:

·       в познавательной сфере — развитие интеллектуального потенциала, творческих сил;

·       в историко-краеведческой сфере — осознание ответственности за судьбу своего края, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

·       в социальной сфере — способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

·       в духовно-нравственной  сфере — осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности;

·         В военно-патриотической сфере — осознание обучающимися  таких понятий как достоинство, верность, любовь к Родине, защита и уважение к своему государству, истории, культуре страны.

Основные задачи исследования:

   — Определить основные направления и создать систему гражданско-патриотического воспитания;

   — Создать организационно-методическую и нормативно-правовую документацию гражданско-патриотического воспитания;

   — Определить активные формы общественного воспитательного воздействия на формирование патриотического, гражданского сознания,  здорового образа жизни студентов;

   — Углубить изучение культурного и исторического наследия Российской Федерации и Республики Башкортостан;

   — Пропагандировать исторические ценности России, способствовать развитию чувства гордости за свой регион и страну в целом, воспитанию личности гражданина;

   — Проводить организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России;

   — Развивать  сетевое  взаимодействие  с социальными партнерами по определению возможностей совместной деятельности.

Научная значимость.

   В результате экспериментальной работы будет создана модель  гражданско-патриотического воспитания  молодежи в современных социокультурных условиях ГБПОУ УМПК

Практическая значимость.

   У студентов ГБПОУ УМПК произойдут положительные мотивационно-ценностные изменения личностных качеств, будет сформирована мотивация и потребность в активной гражданско-патриотической  позиции.

Нормативная документация:

   1. Конституция Российской Федерации.

   2. Конституция Республики Башкортостан.

   3. Конвенция о правах ребёнка.

   4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в силу с 01.08.2013).

   5. Федеральная целевая программа «Культура России на 2012-2018 годы.

   6. Федеральная государственная программа «Информационное общество 2011-2020 гг.»

   7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 гг.»

   8. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О Государственном гербе Российской Федерации».

   9. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О Государственном флаге Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014).

   10. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 3-ФКЗ (ред. от 21.12.2013) «О Государственном гимне Российской Федерации».

   11. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 — 2020 годы  (Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497)

   12. Государственная программа  «Развитие образования в Республике Башкортостан» (Утверждена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года N 54

   13. Закон Республики Башкортостан «О государственной символике Республики Башкортостан» от 6 июля 1999 года N 10-з (с изменениями на 29 мая 2014 года).

   14. Программа развития государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Уфимский многопрофильный профессиональный колледж на 2017-2021 гг.

Приказ о присвоении статуса экспериментальной площадки

Приказ о назначении ответсвенных по экспериментальной плащадке

Приложение к приказу

Мероприятия

Федеральная экспериментальная площадка ФГАУ ФИРО «Волонтерское движение как способ формирования компетенций будущих специалистов в области здоровьесбережения»

 Цель: создание модели волонтерского движения как фактора развития здоровьесберегающей компетентности у будущих специалистов в условиях колледжа.

   Задачи:

   — реализация идеи волонтерского движения обучающихся как фактора развития здоровьесберегающей компетентности; 

   — исследование ценностных предпочтений навыков ЗОЖ и уровня сформированности здоровьесберегающей компетентности на основе отобранных диагностических методик;

   — создание условий для формирования позитивных ценностных ориентаций, сознательного выбора ЗОЖ;

   — овладение технологиями волонтерского движения по пропаганде ЗОЖ среди детей, подростков и юношества;

   — разработка и апробация модели и научно-обоснованной программы волонтерского движения. 

   Реализуемые  в рамках экспериментальной площадки волонтерские проекты:

   «Педагогический клуб «Гелиос» — международный проект по изучению и обмену опытом организации системы образования Европы, ОАЭ и др.

   «Открытые возможности» и «Мобильный отряд «Школа безопасности» — реализуются на базе Уфимской коррекционной школы-интерната № 28 для слепых и слабовидящих обучающихся.

   «Learn English and Keep Fit»

   «СПАРТ-олимпик»

   «Спартианцы-новобранцы»

   «Спорт для всех» 

   Студенческие  «Спартианские игры – 2015».

   «Школа лидера»

   «Школа инструкторов-волонтеров».

   «Наркодозор»,  «Благо дарю».

   «Чистословие».

   «IT-волонтер».

   Опыт работы представлен:

   Международная научно-практическая конференция «Развитие творческих способностей будущих специалистов» г.Архангай, Монголия, 2014.

   8  Международный конкурс  студентов педагогических колледжей, институтов и университетов «Форсайты и реалии педагогической практики»  в Улан-Удэ,  2014.

   Всероссийская научно-практическая студенческая конференция «Новое образовательное пространство: ориентиры качества» Санкт-Петербург, 2014

   Всероссийский конкурс молодёжных  волонтёрских проектов в сфере пропаганды здорового образа жизни и массового спорта «Добрая воля, здоровое сердце, чистая страна!»,  Сочи, 2015 г. 

   Социальными партнерами движения являются:

   — ведущие вузы Республики Башкортостан;

   — Комитет по молодежной политике, спорту и туризму г.Уфа;

   — Городской центр социально-медико-психологического сопровождения «Индиго»;

   — Наркологический диспансер г.Уфа;

   — Комитет по делам несовершеннолетних и защите их прав   г.Уфа;

   — Волонтерские организации г.Уфа.

Экспериментальные площадки